Всегда следует доверять официальным спецификациям и анализам
Посмотреть вложение 5855
Посмотреть вложение 5856
Друзья, всем привет! С вами Антон Воронков, вы на канале MyПТУ. Сегодня у нас очень интересная тема — домашняя «пожарка» моторных масел. Для начала поясню. Я сам очень люблю эксперименты и очень уважаю тех людей, которые пытаются опытным путём познать какие-то химические либо физические процессы. Я абсолютно не осуждаю тех людей, которые дома занимаются прожаркой в домашних условиях. Плохо то, что это всё смотрят миллионы людей, и эти люди показывают это этим миллионам людей, которые после этого начинают интерпретировать и привязывать это к качеству моторных либо трансмиссионных масел, что абсолютно далеко от реальности, от реальной науки.
Прожарщики дома на сковороде пытаются имитировать сразу несколько испытаний по ASTM, которые проводятся в любой лаборатории при любом заводе, который производит моторные либо трансмиссионные масла. Это, в первую очередь, конечно, D5800 — это испарение по Noack, это D874 — это сульфатная зола. Конечно, не дай бог, это вспышка в открытом и закрытом тигле — соответственно, D92 и D93, но это уже там крайний случай. Пожаропасность. Моторные масла — это легко воспламеняющиеся жидкости. Температура вспышки обычного моторного масла — среднего — от 200 до 250°C. При взаимодействии паров масла с открытым пламенем есть такой параметр, как самовоспламенение масла. Температура, конечно, повыше, естественно. Но дома человеку, который не разбирается в этом, при неосторожности можно достичь на печке и этих температур, когда масло самовоспламенится. Понятно, что ни к чему хорошему это привести не может в плане пожароопасности. Дай бог, если вы делаете ваши эксперименты в гараже где-нибудь, да, там, где нет людей с вами рядом. А если вы делаете дома с семьёй — второй немаловажный и очень негативный аспект — выделение токсичных паров и газов. То, чем вы дышите в момент прожарки. Если вы решили вдруг внезапно что-то дома прожарить — во-первых, не делайте этого. Во-вторых, если всё-таки решились и вас уже не остановить, то обязательно проветривайте помещение. А в-третьих, используйте хотя бы обычную маску, а лучше — специальный респиратор, который защищает вас от летучих химических соединений. Они продаются в специализированных магазинах, и в аннотации обязательно есть указания, от чего конкретно они защищают, от каких соединений.
А что вы вдыхаете? Может быть, вы об этом не знали. Если бы, может быть, знали, то прекратили бы заниматься ерундой. Вы вдыхаете углеводороды — это лёгкие летучие фракции, которые есть в любом базовом масле и выделяются в процессе прожарки. Соответственно, оксиды углерода — это страшные сейчас будут названия — это угарный газ, это углекислый газ. Поверьте мне, оба этих газа ничего хорошего для вашего организма не представляют. Альдегиды, кетоны, органические кислоты — это всё продукты окисления. Они мало того, что токсичны, они выделяют ещё такой неприятный запах. Прямо конкретно, когда вы прожариваете масло при высоких температурах, валит такой стрёмный запах — это вот как раз непосредственно альдегиды, кетоны, органические кислоты. Продукты разложения присадок. В любом пакете присадок есть обязательно сера, фосфор, кальций, магний — это всё при прожарке, при высоких температурах выделяет токсичные элементы, например, оксиды серы. Поверьте мне, это тоже 100% ничего хорошего для вашего организма не представляет. Выделение вредных токсичных паров — страшное дело на самом деле. И вы портите себе сильно здоровье. Мгновенно у вас ничего не произойдёт, вы, может быть, сразу не отравитесь, но тем не менее, это всё имеет накопительный эффект. И, конечно же, заниматься этим на постоянной основе без защиты — ну, блин, капец.
Третье — это неконтролируемость процесса. Ну, тут понятно, да — в лаборатории всё контролируется, там всё прописано, все скрипты, как это всё должно действовать, в каких условиях, в каких случаях, что нужно предпринимать. Дома вы этого не знаете. Мало ли что-то пойдёт не так — например, там масло свалится, не знаю, что загорится… Ну, представляете себе. Поэтому неконтролируемость процесса — это тоже очень немаловажный фактор, когда вы чего-то дома прожариваете.
Теперь переходим к самому интересному — физика и химия процессов. Что непосредственно происходит с моторным маслом в момент его прожарки? И будем искать некоторые рациональные зёрна. Возможно, они есть в этих моментах, чтобы понять, работает это либо нет. Итак, самое главное — это, конечно, испарение лёгких фракций. То, что пытаются имитировать прожарщики. Тест по ASTM, напомню ещё раз — D5800, испарение по Noack. В двигателе масло нагревается до высоких температур — в районе поршневых колец бывает 250–350°C. Лёгкие фракции базового масла испаряются и могут сгорать.
Это вот называется угар. Он измеряется по Noack. В домашних условиях прожарка показывает испарение, да, потому что испаряется масло, температура высокая, но это абсолютно неконтролируемая позиция. И измерять способом прожарки угар лёгких фракций — это то же самое, что стрелять по воробьям из пушки. Такая пословица есть. Поэтому точности здесь нет никакой.
Термическая деградация и окисление в ДВС. Под воздействием высоких температур и кислорода моторные масла постепенно начинают окисляться, они стареют, деградируют, появляется отложение, вязкость даже меняется. В домашних условиях это, конечно же, при прожарке тоже быстро и мгновенно практически происходит, но это происходит хаотично. И, конечно же, интерпретировать эти данные абсолютно некорректно. Просто от слова совсем. У нас будет серия видео скоро про лабораторные испытания моторных масел, где мы будем рассматривать специальные тесты на окисление моторных масел, на их деградацию — там я всё более подробно расскажу. Просто поверьте мне, что домашняя прожарка никакого отношения к выяснению термической деградации и окисления не имеет от слова «вовсе».
Образование золы, либо зольность — сульфатность, тест по ASTM, который пытаются имитировать прожарщики. В любом пакете моторного масла содержатся металлы. При высокой температуре, при прожарке в данном конкретном случае, эти металлы образуют неорганические остатки — золу, так называемую. Но тест на зольность сульфатную проводят в лабораториях в муфельных печах, в таких специальных. Они выглядят так, как, знаете, как сталевары, когда варят. В общем, проводится при очень высокой температуре — обычно это 775°. Чисто гипотетически, если у вас есть нанопечка, можно прожарить масло до такой температуры, конечно же. Но тем не менее, обычно в домашних условиях тест на золу прожарка не показывает ровным счётом ничего. Ноль абсолютно. Остаётся много очень элементов, которые не имеют никакого отношения абсолютно к золе. Мы к этому вернёмся чуть попозже, когда разберём сравнение с тестами по ASTM.
Теперь переходим к более тонким сравнениям тестов, которые проводят в лабораторных условиях. Например, тот тест, который пытаются имитировать прожарщики — D5800 или тест испарения по Noack. Что такое испаряемость по Noack? Она определяет потери масла на испарение в процентном соотношении к массе в течение часа при температуре средней 250 градусов по Цельсию и постоянной подаче воздуха с азотом. Воздух и азот нужны для того, чтобы тест правильно работал. Когда у нас будет полноценное видео по тестированию, я расскажу более подробно, как это всё работает. Это лабораторный метод, сугубо лабораторный, который проводится на специальном оборудовании, которое моделирует испарение масла в двигателе — например, в зоне поршневых колец. Чем ниже уровень потерь по Noack, тем меньше угорает масло в двигателе. Но это зависит от многих причин, и одной из самых важных, самым важным тестом является, конечно, испаряемость по Noack.
Дальше уже надоело