Глобальное потребление синтетических смазочных материалов (СМ) растет, чему способствует ужесточение экологических норм, несмотря на снижение спроса на общий рынок смазочных материалов. Прогнозируется, что рынок синтетических смазочных материалов будет расти на 2-3% в год до 2029 года, согласно отчету «Смазочные материалы, синтетические» от S&P Global Commodity Insights в рамках программы Specialty Chemicals Update (SCUP).
В 2023 году мировой рынок базовых масел для синтетических смазочных материалов достиг 1,5 миллиона тонн, стоимость которых составила 7 миллиардов долларов, что является ростом по сравнению с 2020 годом, несмотря на последствия пандемии COVID-19.
Синтетические смазочные материалы, в отличие от традиционных минеральных масел, которые получают из нефти, изготавливаются из химически синтезированных базовых масел и добавок, что дает им более высокие физико-химические характеристики.
В 2023 году базовые масла для синтетических смазочных материалов составили всего около 4% от общего потребления базовых масел для смазок, что объясняется их высокой стоимостью. Три наиболее распространенных типа базовых масел для синтетических смазочных материалов — полиальфаолефины (PAO), эстеры и полиалкиленгликоли (PAG) — составляют 87% мирового рынка синтетических смазочных материалов.
Основные области применения базовых масел для синтетических смазочных материалов в 2023 году — автомобильная и промышленная отрасли. В автомобилях использование синтетических смазочных материалов, таких как PAO в моторных маслах, позволяет значительно повысить топливную эффективность и увеличить срок службы двигателя, что способствует снижению углеродных выбросов, несмотря на более высокую стоимость.
Правительства, экологические регуляторы и автопроизводители активно работают над ужесточением стандартов выбросов в новых регламентах, направленных на борьбу с глобальным потеплением и загрязнением окружающей среды. Увеличение доли синтетических смазочных материалов в моторных маслах представляется эффективной стратегией для достижения этих целей.
Рынок моторных масел сталкивается с вызовами из-за растущего числа электромобилей (ЭМ), которые используют гораздо меньше смазочных жидкостей, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Поддерживаемые правительствами в таких регионах, как Китай, Европа и США, ЭМ продвигаются как средство значительного сокращения углеродных выбросов. В 2023 году электромобили составили около 12% мирового производства автомобилей, и к 2029 году этот показатель должен вырасти до 34%, согласно данным S&P Global Mobility.
Потребление PAO будет снижаться на фоне сокращающегося рынка моторных масел, но производители синтетических смазочных материалов смогут найти возможности в развивающемся рынке электромобилей. PAO считается перспективным базовым маслом для низковязких масел для трансмиссий ЭМ, особенно для высокопроизводительных автомобилей, благодаря своим выдающимся характеристикам.
Многие производители синтетических смазочных материалов активно разрабатывают масла для ЭМ, однако процесс сертификации требует времени. Это связано с тем, что условия эксплуатации смазочных материалов в ЭМ существенно отличаются от традиционных двигателей, что требует тщательной проработки таких факторов, как электропроводность, термостойкость и устойчивость к экстремальным нагрузкам.
Охлаждающие масла, используемые в холодильных установках и кондиционерах, должны быть химически совместимы с хладагентами. В этих приложениях хладагенты, такие как хлорфторуглероды (CFC) и гидрохлорфторуглероды (HCFC), были заменены гидрофторуглеродами (HFC), что было предусмотрено Монреальским протоколом с 1987 года. Эта замена привела к тому, что синтетические смазочные материалы, такие как полиоловые эстеры, полностью вытеснили использовавшиеся ранее минеральные масла.
Однако, поскольку HFC значительно способствуют глобальному потеплению, они также выводятся из оборота в пользу гидрофторолефинов (HFO) в ряде регионов, включая Северную Америку, Европу, Китай и Японию, и другие регионы скоро последуют этому примеру. Этот переход, вероятно, снова изменит рынок синтетических смазочных материалов в области охлаждающих жидкостей.
Сейчас Северная Америка и Европа остаются главными игроками на рынке синтетических смазочных материалов, как производители, так и потребители. Более 90% мощностей по производству PAO сосредоточены в этих регионах.
Китай занимает третье место по объему потребления синтетических смазочных материалов, значительная часть которых импортируется от ведущих мировых производителей. Новые стандарты выбросов China VI способствуют переходу автомобильной промышленности на более качественные смазочные материалы, что стимулирует спрос на синтетические базовые масла.
Рост рынка электромобилей сдерживает общий рост рынка смазочных материалов, что приводит к прогнозируемому ежегодному темпу роста 2,5%-3,0% до 2029 года. В других странах Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань) электрификация автомобилей развивается менее активно, и рынок в целом зрелый, поэтому в ближайшее время существенных изменений в потреблении синтетических смазочных материалов не ожидается.
В то же время Южная и Юго-Восточная Азия переживают быстрый процесс индустриализации и урбанизации, поддерживаемый значительными внешними инвестициями, что приводит к росту потребления синтетических смазочных материалов на 3%-6% в год, при этом ужесточаются экологические нормы.