Есть ли минусы у минералки - Страница 3

  • Музей
  •  
  • Автор темы nonconfo
  • Всё или ничего о моторных маслах

Umberto

Discipulus
Сообщения
147
Реакции
22
Баллы
423
это было бы, кстати, очень странно.
Я беседовал с их технологом - он не понимает базы физхим.. о растворимости толком ничего не знает :)
да, я видел тот разговор, он удивлялся, зачем это в товарных маслах.
 

nonconfo

Eques 🛡️
Команда форума
Сообщения
1,479
Реакции
552
Баллы
2,550
Посмотреть вложение 4295

"...и всё ещё не найдено ни следа углеродных отложений... за 65 000 миль пробега"

Вот компания, которая сама обслуживает и ремонтирует свой автопарк. Она ведёт тщательный учёт.

Такси этой фирмы работают круглосуточно на улицах Нью-Йорка – суровое испытание для любой машины. Но четыре из этих автомобилей уже прошли 65 000 миль на Ring-Free, а остальные приближаются к этому рубежу.

"Мы ещё не нашли, – пишут они, – ни углеродных отложений в двигателях, ни шлама в клапанных камерах – за более чем 65 000 миль пробега."

Так в чём же секрет масла Macmillan Ring-Free?

Ring-Free очищается по запатентованному процессу, который сохраняет важнейшие свойства исходной нефти. Благодаря этому оно способно растворять углеродный связующий слой, который удерживает отложения на металлических деталях двигателя.
То, что Ring-Free сделал для других, он может сделать и для вас. А вы ведь знаете, что качественное обслуживание важно как никогда. Пишите нам.

@nonconfo @Admin вот что нафтены растворящщщие делают!
Реклама по всем канонам! )
 

Admin

Lorem ipsum
Сообщения
1,102
Реакции
617
Баллы
2,550
Так в чём же секрет масла Macmillan Ring-Free?

Ring-Free очищается по запатентованному процессу, который сохраняет важнейшие свойства исходной нефти.

Ровно то, что в каталоге - ни слова о качестве сырья и нафтенах. Только про... очистку.


Высокое качество
Высокое качество




Переработка
Переработка





Почему очищенное... лучше очищает - загадка!
 
  • Odd
  • Fire
Реакции: Аргентум и nonconfo

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
Ровно то, что в каталоге - ни слова о качестве сырья и нафтенах. Только про... очистку.

Посмотреть вложение 4296

Посмотреть вложение 4297



Почему очищенное... лучше очищает - загадка!

даже в Олейне (чашка Петри МПизма - с очень плотной колонией МПцилл) - никто не знает, что такое нафтены.
Мне кажется я первый там об этом писал.

Ты шутишь?
Обыватель бы не понял вообще этого прикола.
 

nonconfo

Eques 🛡️
Команда форума
Сообщения
1,479
Реакции
552
Баллы
2,550
Ровно то, что в каталоге - ни слова о качестве сырья и нафтенах. Только про... очистку.

Посмотреть вложение 4296

Посмотреть вложение 4297



Почему очищенное... лучше очищает - загадка!
Тоже обратил внимание. Думал об этом. Пришло в голову только то, что на старателей иногда смотрят с симпатией за их везучесть, но не талант. А технологи типа крутые парни, с наукой и мозгом ))
 

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
Тоже обратил внимание. Думал об этом. Пришло в голову только то, что на старателей иногда смотрят с симпатией за их везучесть, но не талант. А технологи типа крутые парни, с наукой и мозгом ))

не совсем -

"Ring-Free очищается по запатентованному процессу, который сохраняет важнейшие свойства исходной нефти. Благодаря этому оно способно растворять углеродный связующий слой, который удерживает отложения на металлических деталях двигателя."

@Admin это ровно о нафтенах
 

Admin

Lorem ipsum
Сообщения
1,102
Реакции
617
Баллы
2,550
Ты шутишь?
Обыватель бы не понял вообще этого прикола.
Не шучу... вообще никакой проблемы не вижу в педалировании качественно иного сырья. Тем более - настолько принципиального(!), осознаваемого самим производителем, вовсе невыдуманного параметра. Они могли продавать СИМВОЛ, а не знание. А они его вообще замяли.

Большая ошибка тамошних маркетологов в том, что имея качественно иной принцип, проходной и выигрышный, уникальный, рекламировать по сути то же самое, что и остальные, не имея, к тому же членства в "пенсильванском клубе", фактически себя же им противопоставляя - это невероятная глупость, если это осознанное решение, мотивированное тем самым, о чем ты говоришь, конечно.

Одиночки, фактически идущие против течения со своим уникальным, похоже, продуктом рекламируют его ровно так же, как остальные - невероятный факап, ору просто.

Например, та же Sigma со своим купленным Фавеоном шла против Canon/Nikon годами, давя именно на преимущество технологии и умалчивая недостатки. Да, в фарватере (снова датчи), но все же, как оказалось, в кильватере, но постоянно выпячивая исключительные отличия, даже когда на поверхности уже оставался только перископ... сдулись. А у M_millan был шанс покруче!

У меня две незрелых версии: или прикрывались от конкурентов, чтобы не плодить ажиотаж на спец.сырье, или же что-то с антимонопольщиками...

Больше не понимаю резонов, чтобы не педалировать "нафтены" аналогично тому, как сейчас жмут на "эстеры" (и это работает для гиков/фриков).

➡️ Смотреть видео на YouTube
 
Никто не понимает, что под этим словом скрывается (тут ты прав 100%), но формально оно "есть" и оно же и продается(!). Вот Макмиллан жал бы на это и против аргумента "нигде больше такого нет, только у нас" никто бы и не пикнул, верно?

А так даже Мобил, используя Э, ничего об этом не говорил. А последыши только одно это слово с пола подняли и надули... Вот тот же Мотуль, ты приколись, сколько на этом слове поднял?!
 

Admin

Lorem ipsum
Сообщения
1,102
Реакции
617
Баллы
2,550
есть же - "сохраняет растворящую силу исходной нефти" - четко эти фразы

ага, все сказать и не сказать главного - так и молчать не сильно лучше выходит!) инсинуация вместо прямой речи. факап же, говорю - надо было поднять на щит слово и сделать его символом.

Нефть у ВСЕХ, ее свойства - у всех. А вот НАФТЕНЫ только у них. Бестолочи бесславные...
 

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
качественно иного сырья

а оно не иное.
В самой парафинистой нефти тех лет - нафтенов половина :)

Выделять нафтены не вышло бы - конкуренты засмеяли бы. Они ведь считались хуже.

Ты скажешь - растворяющая способность - важна?
А противники скажут - нафтены хуже на volatility и набирают больше грязи (набирают вязкость). И прочее.

Никогда в этой отрасли не хвалились нафтенами. Парафинами - да. Нафтенами - нет.
В этой отрасли - растворимость всегда была гадким утёнком.
 
  • Ok
Реакции: Admin

Admin

Lorem ipsum
Сообщения
1,102
Реакции
617
Баллы
2,550
"совсем нафтены".
совсем нафтены только у них: если смотреть по АТ, то совсем-совсем. не осознавать этого они не могли, а вот измеримость степени этого качества для них самих - вопрос, конечно. Тогда был стандарт АТ? А так-то они видят дубовый ИВ (еще по старому стандарту же), а остальное только предполагают?
 

nonconfo

Eques 🛡️
Команда форума
Сообщения
1,479
Реакции
552
Баллы
2,550
"Ring-Free очищается по запатентованному процессу, который сохраняет важнейшие свойства исходной нефти. Благодаря этому оно способно растворять углеродный связующий слой, который удерживает отложения на металлических деталях двигателя."
Ну это они лукавят, мне кажется. Они же не из типичной нефти концентрировали нафтены.
Честнее было бы сказать, что нефть с других месторождений.
Нафтены у всех - просто у них "совсем нафтены".
Или они якобы что-то с ними делали?
А потом "старина Lubri-zol" уравнял всех ..
Гейм ченджер )
 
  • Like
Реакции: Admin

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
Честнее было бы сказать, что нефть с других месторождений.

Ты же понимаешь.
И знаешь. Про Penn.
А тут - "других"? Других - значит хуже.

100 конкурентов устроили бы хоровой смех - если бы Macmillan заявили, что их нефть лучше, так как не Penn.

Shell и Union писали кучу всяких объяснялок - чем это нефть не Penn (калифорнийская, скажем) - не уступает. И выглядело это в рекламе - как жалкие оправдания. "Мы не уступаем".

До 1970-х оправдания строчили -


Shell X-100 из другой нефти, но она не хуже
Shell X-100 из другой нефти, но она не хуже



Раз оправдываетесь - уступаете.
 
  • Like
Реакции: Admin

nonconfo

Eques 🛡️
Команда форума
Сообщения
1,479
Реакции
552
Баллы
2,550
Ты же понимаешь.
И знаешь. Про Penn.
А тут - "других"? Других - значит хуже.

100 конкурентов устроили бы хоровой смех - если бы Macmillan заявили, что их нефть лучше, так как не Penn.

Shell и Union писали кучу всяких объяснялок - чем это нефть не Penn (калифорнийская, скажем) - не уступает. И выглядело это в рекламе - как жалкие оправдания. "Мы не уступаем".
Раз оправдываетесь - уступаете.
Ну Мобил же смог. Главное придумать внятное объяснение, почему никто. ПАО и эстеры во всем лучше, просто очень дорогие :D
Но я понимаю о чем ты. Оно бы и сейчас нападки нарочито мимоходом бросались бы: Это в трансформаторы хорошо, а в моторы - слушайте, у нас за плечами вековой опыт.
 
  • Like
Реакции: Admin

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
Это новая реальность увы. Уверен если спросить про «как определить качество масла»-все тезисы МП будут в топе

@SaintBeaver @nonconfo @Admin

ну продвинутые модели точно врут лучше Гудка. Вот моя, научилась читая мою телегу и ОГ -

Минеральные масла, представляющие собой сложные смеси углеводородов, извлечённых из нефти путём фракционной дистилляции и последующей гидроочистки, сохраняют свою значимость в эксплуатации высокотехнологичных систем — поршневых авиационных двигателей, судовых дизелей, локомотивных силовых установок и газопоршневых генераторов — несмотря на стремительное развитие синтетических смазочных материалов. Их стойкость в этих областях, где стоимость оборудования исчисляется миллионами долларов, а цена отказа может измеряться человеческими жизнями, кажется на первый взгляд аномалией. Синтетические масла, такие как полиальфаолефины или сложные эфиры, демонстрируют выдающуюся термическую стабильность, устойчивость к окислению и низкотемпературную текучесть, что, казалось бы, должно вытеснить минеральные аналоги из сферы передовых технологий. Однако этот кажущийся парадокс растворяется при внимательном рассмотрении физико-химических свойств минеральных масел, их взаимодействия с рабочими средами и строгих требований инженерной практики. Настоящий анализ раскрывает, почему эти вещества, рождённые природой и усовершенствованные человеком, остаются незаменимыми в условиях, где синтетические альтернативы либо избыточны, либо недостаточны.
Минеральные масла отличаются от синтетических своей молекулярной неоднородностью. Они содержат парафиновые цепи с длиной от C20 до C40, нафтеновые циклические структуры и ароматические кольца, доля которых варьируется от 5 до 20% в зависимости от происхождения нефти и степени очистки. Эта сложность состава придаёт им уникальные свойства, такие как температура вспышки в диапазоне 220–250°C и вязкость 50 сСт при 100°C, что обеспечивает устойчивость к испарению и термическому разложению в зонах высоких температур, например, в цилиндрах авиационного двигателя Lycoming O-360, где температура достигает 300°C при давлении 5–10 МПа. Синтетические полиальфаолефины, напротив, обладают более узким распределением молекулярных масс (C10–C14), что гарантирует им низкий коэффициент трения (около 0,05) и стабильность в диапазоне от -40°C до +250°C, но эта однородность становится ограничением в специфических условиях, где требуется не только снижение трения, но и химическая совместимость с продуктами сгорания топлива.
Одним из ярких примеров служит применение минеральных масел в поршневых авиационных двигателях, работающих на бензине с тетраэтилсвинцом (Avgas 100LL). Свинец, добавляемый для повышения октанового числа до 100, при сгорании образует оксид свинца (PbO) — твёрдое вещество с температурой плавления 888°C, которое в отсутствие должного контроля осаждается на поверхностях двигателя. Минеральные масла, такие как Aeroshell Oil 100, эффективно предотвращают этот процесс благодаря присутствию ароматических углеводородов, чья диэлектрическая проницаемость (ε ≈ 2,3) превышает аналогичный показатель полиальфаолефинов (ε ≈ 2,1). Высокая полярность ароматических молекул усиливает энергию сольватации PbO, удерживая его в коллоидной суспензии с размером частиц 0,1–1 мкм. Диспергирующие присадки, такие как полиизобутиленовые сукцинимиды, дополнительно стабилизируют эту суспензию, препятствуя агрегации и осаждению, что могло бы закупорить масляные каналы диаметром 1–2 мм и нарушить теплоотвод, приводя к локальному перегреву (до 350°C) и отказу двигателя. Синтетические масла, лишённые ароматических компонентов, не обладают достаточной растворимостью для свинцовых соединений, и исторические попытки их применения в авиации, такие как использование Exxon Elite в 1990-х годах, выявили рост отложений, снижение надёжности и, как следствие, возврат к минеральным стандартам, закреплённым в спецификации SAE J1966.

Переходя к судовым дизелям, мы сталкиваемся с иной задачей. Гигантские двигатели, такие как Wärtsilä RT-flex96C с мощностью 80 МВт, используют тяжёлое топливо (HFO), содержащее до 3,5% серы по массе. При сгорании сера окисляется до SO₂, а затем в присутствии влаги превращается в серную кислоту (H₂SO₄), которая в горячей среде цилиндров (180–200°C) агрессивно воздействует на металл. Минеральные масла, такие как Shell Argina S4 с общим щелочным числом (TBN) 40 мг KOH/г, нейтрализуют эту кислоту за счёт добавок, таких как кальциевые сульфонаты, реагирующие с H₂SO₄ с образованием нейтрального CaSO₄. Высокая полярность минеральных масел (ε = 2,2–2,4) и их молекулярная неоднородность (цепи C20–C40) обеспечивают стабильное растворение этих присадок даже при длительном воздействии температур, тогда как синтетические полиальфаолефины требуют дополнительных эмульгаторов, которые теряют эффективность при 200°C, снижая устойчивость смеси. Кроме того, в редукторах этих двигателей, где зубья шестерён испытывают давление 10–20 МПа и локальный нагрев до 150–200°C, минеральные масла с вязкостью ISO VG 220 демонстрируют превосходные теплоотводящие свойства. Их теплопроводность (λ = 0,15 Вт/м·К) превышает аналогичный показатель полиальфаолефинов (λ = 0,14 Вт/м·К) благодаря большей плотности (ρ = 850–900 кг/м³ против 830–850 кг/м³) и теплоёмкости (c_p ≈ 2 кДж/кг·К). Коэффициент теплоотдачи, определяемый выражением h ∝ √(λ·ρ·c_p), у минеральных масел выше, что обеспечивает эффективный отвод тепла от зон трения, где активное охлаждение отсутствует.

В локомотивных двигателях, таких как EMD 710 с мощностью 4000 л.с., минеральные масла (SAE 40, LMOA Gen 7) выбираются не только из экономических соображений, но и из-за их совместимости с серебряными подшипниками. Синтетические масла часто содержат цинковые противоизносные добавки (ZDDP), которые реагируют с серебром по схеме Ag + ZnDDP → коррозия. Минеральные масла, свободные от цинка, формируют масляную плёнку толщиной 1–2 мкм, что следует из зависимости h ∝ η^(0,7) / P^(0,5), где η — вязкость (100–150 сСт при 100°C), а P — давление (до 100 МПа). Эта плёнка, на 50–100% толще, чем у синтетики (0,5–1 мкм при η = 50–80 сСт), обеспечивает защиту при высоких нагрузках благодаря высокой адгезии полярных молекул — ароматических и нафтеновых компонентов, снижая износ на 20–30%. В газопоршневых генераторах, таких как Caterpillar G3516, работающих на природном газе, минеральные масла (Mobil Pegasus 805) устойчивы к загрязнению продуктами сгорания (NOx, углеродные частицы), удерживая их в суспензии с помощью диспергирующих присадок и сохраняя стабильность при температурах 150–200°C.
Экономические и стандартизационные факторы усиливают эту картину. Один судовой дизель требует 1000–2000 литров масла, локомотив — 500–1000 литров, и переход на синтетику, стоимость которой в 2–4 раза выше (40–80 долларов за галлон против 10–20), увеличил бы эксплуатационные расходы на десятки тысяч долларов ежегодно для одного агрегата. Однако решающим является соответствие стандартам: MIL-L-6082E для авиации, ISO 8217 для судов, LMOA Gen 7 для локомотивов — все они разработаны под минеральные масла. Переход на синтетику потребовал бы пересертификации, включая тысячи часов испытаний и затраты в миллионы долларов, что сопоставимо с разработкой нового двигателя. В авиации, например, сертификация по стандартам FAA занимает 3–5 лет и стоит до 10 миллионов долларов — цена, не оправданная без значительного прироста надёжности.
Ограничения синтетических масел проистекают из их природы. В авиации они не растворяют свинец, в судах уступают в теплоотводе (на 10–20% хуже в редукторах из-за меньшей λ), в локомотивах конфликтуют с серебром, а в массовом применении проигрывают по стоимости. Их преимущества — термостабильность до +250°C и долговечность до 1000 часов против 200–500 у минеральных масел — значимы для реактивных двигателей или автомобильных систем, но избыточны в нишах, где минеральные масла оптимизированы. Тепловой поток, описываемый уравнением q = λ·ΔT/h, подчёркивает преимущество минералки в теплоотводе, где λ играет ключевую роль, а синтетика требует дополнительных мер охлаждения.

Таким образом, минеральные масла сохраняют свою роль в высокотехнологичных системах благодаря их физико-химическим свойствам: способности растворять свинцовые и кислотные соединения, обеспечивать теплоотвод, формировать прочную масляную плёнку, адаптироваться к присадкам и соответствовать материалам. Их молекулярная неоднородность, выкованная природой и отшлифованная технологией, делает их не универсальным решением, а специализированным инструментом, идеально подходящим для условий, где синтетика либо избыточна, либо недостаточна. Как в квантовой механике, где простота волновой функции иногда решает задачу лучше сложных приближений, минеральные масла демонстрируют, что истинная эффективность определяется не новизной, а соответствием фундаментальным требованиям системы.



p.s.

текст "навран" моделью :) не судите строго, если будут косячки
 
  • Like
Реакции: ultimo

nonconfo

Eques 🛡️
Команда форума
Сообщения
1,479
Реакции
552
Баллы
2,550
@SaintBeaver @nonconfo @Admin

ну продвинутые модели точно врут лучше Гудка. Вот моя, научилась читая мою телегу и ОГ -

Минеральные масла, представляющие собой сложные смеси углеводородов, извлечённых из нефти путём фракционной дистилляции и последующей гидроочистки, сохраняют свою значимость в эксплуатации высокотехнологичных систем — поршневых авиационных двигателей, судовых дизелей, локомотивных силовых установок и газопоршневых генераторов — несмотря на стремительное развитие синтетических смазочных материалов. Их стойкость в этих областях, где стоимость оборудования исчисляется миллионами долларов, а цена отказа может измеряться человеческими жизнями, кажется на первый взгляд аномалией. Синтетические масла, такие как полиальфаолефины или сложные эфиры, демонстрируют выдающуюся термическую стабильность, устойчивость к окислению и низкотемпературную текучесть, что, казалось бы, должно вытеснить минеральные аналоги из сферы передовых технологий. Однако этот кажущийся парадокс растворяется при внимательном рассмотрении физико-химических свойств минеральных масел, их взаимодействия с рабочими средами и строгих требований инженерной практики. Настоящий анализ раскрывает, почему эти вещества, рождённые природой и усовершенствованные человеком, остаются незаменимыми в условиях, где синтетические альтернативы либо избыточны, либо недостаточны.
Минеральные масла отличаются от синтетических своей молекулярной неоднородностью. Они содержат парафиновые цепи с длиной от C20 до C40, нафтеновые циклические структуры и ароматические кольца, доля которых варьируется от 5 до 20% в зависимости от происхождения нефти и степени очистки. Эта сложность состава придаёт им уникальные свойства, такие как температура вспышки в диапазоне 220–250°C и вязкость 50 сСт при 100°C, что обеспечивает устойчивость к испарению и термическому разложению в зонах высоких температур, например, в цилиндрах авиационного двигателя Lycoming O-360, где температура достигает 300°C при давлении 5–10 МПа. Синтетические полиальфаолефины, напротив, обладают более узким распределением молекулярных масс (C10–C14), что гарантирует им низкий коэффициент трения (около 0,05) и стабильность в диапазоне от -40°C до +250°C, но эта однородность становится ограничением в специфических условиях, где требуется не только снижение трения, но и химическая совместимость с продуктами сгорания топлива.
Одним из ярких примеров служит применение минеральных масел в поршневых авиационных двигателях, работающих на бензине с тетраэтилсвинцом (Avgas 100LL). Свинец, добавляемый для повышения октанового числа до 100, при сгорании образует оксид свинца (PbO) — твёрдое вещество с температурой плавления 888°C, которое в отсутствие должного контроля осаждается на поверхностях двигателя. Минеральные масла, такие как Aeroshell Oil 100, эффективно предотвращают этот процесс благодаря присутствию ароматических углеводородов, чья диэлектрическая проницаемость (ε ≈ 2,3) превышает аналогичный показатель полиальфаолефинов (ε ≈ 2,1). Высокая полярность ароматических молекул усиливает энергию сольватации PbO, удерживая его в коллоидной суспензии с размером частиц 0,1–1 мкм. Диспергирующие присадки, такие как полиизобутиленовые сукцинимиды, дополнительно стабилизируют эту суспензию, препятствуя агрегации и осаждению, что могло бы закупорить масляные каналы диаметром 1–2 мм и нарушить теплоотвод, приводя к локальному перегреву (до 350°C) и отказу двигателя. Синтетические масла, лишённые ароматических компонентов, не обладают достаточной растворимостью для свинцовых соединений, и исторические попытки их применения в авиации, такие как использование Exxon Elite в 1990-х годах, выявили рост отложений, снижение надёжности и, как следствие, возврат к минеральным стандартам, закреплённым в спецификации SAE J1966.

Переходя к судовым дизелям, мы сталкиваемся с иной задачей. Гигантские двигатели, такие как Wärtsilä RT-flex96C с мощностью 80 МВт, используют тяжёлое топливо (HFO), содержащее до 3,5% серы по массе. При сгорании сера окисляется до SO₂, а затем в присутствии влаги превращается в серную кислоту (H₂SO₄), которая в горячей среде цилиндров (180–200°C) агрессивно воздействует на металл. Минеральные масла, такие как Shell Argina S4 с общим щелочным числом (TBN) 40 мг KOH/г, нейтрализуют эту кислоту за счёт добавок, таких как кальциевые сульфонаты, реагирующие с H₂SO₄ с образованием нейтрального CaSO₄. Высокая полярность минеральных масел (ε = 2,2–2,4) и их молекулярная неоднородность (цепи C20–C40) обеспечивают стабильное растворение этих присадок даже при длительном воздействии температур, тогда как синтетические полиальфаолефины требуют дополнительных эмульгаторов, которые теряют эффективность при 200°C, снижая устойчивость смеси. Кроме того, в редукторах этих двигателей, где зубья шестерён испытывают давление 10–20 МПа и локальный нагрев до 150–200°C, минеральные масла с вязкостью ISO VG 220 демонстрируют превосходные теплоотводящие свойства. Их теплопроводность (λ = 0,15 Вт/м·К) превышает аналогичный показатель полиальфаолефинов (λ = 0,14 Вт/м·К) благодаря большей плотности (ρ = 850–900 кг/м³ против 830–850 кг/м³) и теплоёмкости (c_p ≈ 2 кДж/кг·К). Коэффициент теплоотдачи, определяемый выражением h ∝ √(λ·ρ·c_p), у минеральных масел выше, что обеспечивает эффективный отвод тепла от зон трения, где активное охлаждение отсутствует.

В локомотивных двигателях, таких как EMD 710 с мощностью 4000 л.с., минеральные масла (SAE 40, LMOA Gen 7) выбираются не только из экономических соображений, но и из-за их совместимости с серебряными подшипниками. Синтетические масла часто содержат цинковые противоизносные добавки (ZDDP), которые реагируют с серебром по схеме Ag + ZnDDP → коррозия. Минеральные масла, свободные от цинка, формируют масляную плёнку толщиной 1–2 мкм, что следует из зависимости h ∝ η^(0,7) / P^(0,5), где η — вязкость (100–150 сСт при 100°C), а P — давление (до 100 МПа). Эта плёнка, на 50–100% толще, чем у синтетики (0,5–1 мкм при η = 50–80 сСт), обеспечивает защиту при высоких нагрузках благодаря высокой адгезии полярных молекул — ароматических и нафтеновых компонентов, снижая износ на 20–30%. В газопоршневых генераторах, таких как Caterpillar G3516, работающих на природном газе, минеральные масла (Mobil Pegasus 805) устойчивы к загрязнению продуктами сгорания (NOx, углеродные частицы), удерживая их в суспензии с помощью диспергирующих присадок и сохраняя стабильность при температурах 150–200°C.
Экономические и стандартизационные факторы усиливают эту картину. Один судовой дизель требует 1000–2000 литров масла, локомотив — 500–1000 литров, и переход на синтетику, стоимость которой в 2–4 раза выше (40–80 долларов за галлон против 10–20), увеличил бы эксплуатационные расходы на десятки тысяч долларов ежегодно для одного агрегата. Однако решающим является соответствие стандартам: MIL-L-6082E для авиации, ISO 8217 для судов, LMOA Gen 7 для локомотивов — все они разработаны под минеральные масла. Переход на синтетику потребовал бы пересертификации, включая тысячи часов испытаний и затраты в миллионы долларов, что сопоставимо с разработкой нового двигателя. В авиации, например, сертификация по стандартам FAA занимает 3–5 лет и стоит до 10 миллионов долларов — цена, не оправданная без значительного прироста надёжности.
Ограничения синтетических масел проистекают из их природы. В авиации они не растворяют свинец, в судах уступают в теплоотводе (на 10–20% хуже в редукторах из-за меньшей λ), в локомотивах конфликтуют с серебром, а в массовом применении проигрывают по стоимости. Их преимущества — термостабильность до +250°C и долговечность до 1000 часов против 200–500 у минеральных масел — значимы для реактивных двигателей или автомобильных систем, но избыточны в нишах, где минеральные масла оптимизированы. Тепловой поток, описываемый уравнением q = λ·ΔT/h, подчёркивает преимущество минералки в теплоотводе, где λ играет ключевую роль, а синтетика требует дополнительных мер охлаждения.

Таким образом, минеральные масла сохраняют свою роль в высокотехнологичных системах благодаря их физико-химическим свойствам: способности растворять свинцовые и кислотные соединения, обеспечивать теплоотвод, формировать прочную масляную плёнку, адаптироваться к присадкам и соответствовать материалам. Их молекулярная неоднородность, выкованная природой и отшлифованная технологией, делает их не универсальным решением, а специализированным инструментом, идеально подходящим для условий, где синтетика либо избыточна, либо недостаточна. Как в квантовой механике, где простота волновой функции иногда решает задачу лучше сложных приближений, минеральные масла демонстрируют, что истинная эффективность определяется не новизной, а соответствием фундаментальным требованиям системы.



p.s.

текст "навран" моделью :) не судите строго, если будут косячки
Врал с любовью к минеральным маслам... И я его понимаю))
Видно у кого учился ))
 
  • Haha
Реакции: Аргентум

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
Врал с любовью к минеральным маслам... И я его понимаю))
Видно у кого учился ))

какие учителя - такие и вруны!

Но я бы поставил 3-

(Я, кстати, реально ставил оценки - студентам)
 
  • Love
Реакции: nonconfo

nonconfo

Eques 🛡️
Команда форума
Сообщения
1,479
Реакции
552
Баллы
2,550
какие учителя - такие и вруны!

Но я бы поставил 3-

(Я, кстати, реально ставил оценки - студентам)
Я бы показал ей ту крутую рекламу Exxon Elite где Exxon стебется над Mobil и тоже 3 впаял )
 
  • Haha
Реакции: Аргентум

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
  • Haha
Реакции: nonconfo
Сверху