@nonconfo @Admin @SaintBeaver уже не первый раз вижу предложения использовать для PCMO - D7843 .. Странно. Очень странный подвид UOA.
Лак, по сути, представляет собой любую форму отложений, образующихся в смазочном материале, отличающуюся от шлама. Хотя масло может деградировать по нескольким различным механизмам, каждый из которых требует наличия определенных условий, важно как обнаружение лака, так и определение способа его образования. Согласно Матуре, существует шесть основных механизмов деградации масла. Каждый механизм имеет уникальные факторы окружающей среды и процесса, которые способствуют образованию различных типов отложений.
- Окисление. Это наиболее распространенная форма деградации. В процессе окисления происходит снижение концентрации антиоксидантов, что в конечном итоге оценивается с помощью теста RULER (Remaining Useful Life Evaluation Routine – Оценка остаточного ресурса). В конечном счете, антиоксиданты истощаются, и свободные радикалы начинают атаковать базовое масло. Во время этой стадии происходит полимеризация, которая приводит к образованию отложений в смазочном материале. Когда эти отложения осаждаются, они могут застревать в малых зазорах (особенно в сервоклапанах), что приводит к возможным сбоям в работе оборудования. Из-за природы лака он может действовать как изолирующий слой, увеличивая температуру во всем оборудовании.
- Термическая деградация. Во время термической деградации масло может подвергаться воздействию температур свыше 200 °C (400 °F). Масло «подгорает» и образует отложения на основе углерода, что является характерным типом отложений для данного механизма. Анализ с помощью ИК-Фурье спектроскопии (FTIR) особенно полезен для идентификации наличия этих отложений.
- Микровзрывы (Микродизельный эффект). Эта форма деградации происходит из-за вовлеченного воздуха. Во время микровзрывов вовлеченный воздух попадает в масло и перемещается из зоны низкого давления в зону высокого давления. Если масло не обладает хорошими деаэрирующими свойствами, то вовлеченный воздух не будет эффективно удален с поверхности масла. Этот захваченный пузырек воздуха вызывает повышение температуры на поверхности масла. Это повышение температуры может привести к аккумулированию углерода, а затем и к имплозии (схлопыванию). Этот процесс может привести к образованию мягких, смолистых отложений при низком давлении имплозии или к образованию твердых отложений типа кокса, дегтя или смол при высоком давлении имплозии.
- Электростатический разряд. Этот механизм может классифицироваться как термическая деградация, поскольку он включает температуры свыше 10 000 °C. При этом механизме масло накапливает статическое электричество на молекулярном уровне. В конечном итоге статический заряд достигнет точки, при которой произойдет искра (разряд), и образуются свободные радикалы. Это может привести к неконтролируемой полимеризации, образуя лак, шлам или другие нерастворимые материалы. Одним из признаков этого механизма является наличие следов подпалин на мембранах фильтров.
- Истощение присадок. Присадки являются расходуемыми компонентами и со временем истощаются. Этот тип деградации может привести к образованию двух типов отложений: органических и неорганических. Органические отложения – это, как правило, прореагировавшие антиоксиданты и продукты деградации присадок. Неорганические отложения, такие как диалкилдитиофосфат цинка (ZDDP), могут быть более агрессивными по форме. Истощение ZDDP приведет к образованию прочных слоев на поверхностях, так как эта присадка является противоизносной.
- Загрязнение. Это может быть наиболее неузнаваемой формой деградации. Этот тип деградации может быть инициатором других механизмов, таких как окисление, термическая деградация или даже микровзрывы. При загрязнении посторонним материалом, например, при перекрестном загрязнении другим смазочным материалом, посторонний материал может стать катализатором для одного из других видов деградации.
Матура заключает, что идентификация типа механизма деградации может помочь в понимании образования лака и/или его фильтрации. «Лак существует в различных формах и может иметь разный состав», — говорит она. «Важно понять характеристики образующегося лака перед попыткой его удаления». Существуют особые технологии, такие как усилители растворимости или химически модифицированные фильтрующие материалы, которые могут быть эффективны при удалении лака. Однако выбор технологии во многом зависит от типа удаляемого лака и может быть адаптирован под конкретную систему (см. «Проблемы с термином "Лак"» на стр. 54).
Анализ масла для обнаружения образования лака
Член комитета ILMA Мэри Мессути, президент Eurofins TestOil, отмечает: «Лаковые отложения прилипают к металлическим поверхностям в трубопроводах, клапанах, сетчатых фильтрах и теплообменниках. Они уменьшают зазоры, увеличивают трение и приводят к повышению рабочих температур и, в конечном итоге, к увеличению интенсивности износа и снижению производительности оборудования». Анализ масла следует считать обязательной процедурой для любой системы, подверженной образованию лака. Пристально отслеживая загрязнители, которые приводят к образованию лака, инженеры по надежности могут предпринять соответствующие корректирующие действия до того, как произойдет повреждение и незапланированные простои.
Тест RULER может обеспечить раннее обнаружение
окисления. По словам Матуры, анализ RULER покажет, что концентрация фенолов обычно снижается быстрее, чем аминов. «Это может предоставить аналитику быстрый обзор количества антиоксиданта, которое осталось, по сравнению с тем, которое уже прореагировало в смазочном материале», — поясняет он. «К сожалению, другие результаты анализа масла, такие как вязкость и кислотное число, показывают значительные изменения только после того, как отложения уже образовались. К этому времени может быть уже слишком поздно для внедрения стратегий по смягчению последствий образования лака».
Среди других тестов для анализа масла Матура упоминает тест, который он считает наиболее полезным для оценки — колориметрию на мембранном фильтре (MPC) (ASTM D7843), которая дает представление о приблизительном количестве нерастворимого лака в системе. Результаты сегментируются на три основных диапазона, которые идентифицируют серьезность наличия лака.