Компания Mobil Oil Corp. возможно сделала лучшее моторное масло, но, по крайней мере пока, похоже, что не так много людей прокладывают дорожку к дверям её автозаправочных станций.
Около двух месяцев назад Mobil, третий по величине в стране производитель нефтепродуктов, запустила многомиллионную рекламную и промо-кампанию, чтобы представить свою новую синтезированную моторную смазку широкой автомобильной публике.
Масло называется Mobil 1.
Компания утверждает, опираясь на исследования, что Mobil 1 позволит большинству владельцев автомобилей проезжать до 12 000 миль или больше между заменами масла. Некоторые инженеры говорят — 20 000 миль.
Кроме того, Mobil утверждает, что водители могут получить до 10 дополнительных миль на бак бензина, что примерно соответствует улучшению топливной экономичности на 5 процентов. Они также могут сократить расход масла до 25 процентов, получить более быстрое пускание при морозах ниже нуля, отличные характеристики в жаркую погоду, более чистые двигатели и меньшее изнашивание двигателя при использовании нового продукта, заявляет Mobil.
Несколько нефтяных компаний уже выпускали синтезированные масла в прошлом, в основном для специальных целей, таких как автогонки, авиационные двигатели и тяжёлые смазочные работы в экстремальных условиях жары или холода. Некоторые из небольших компаний даже продавали ограниченные партии универсальных синтезированных моторных масел — с ограниченным успехом.
Затраты всегда были главным препятствием.
Большинство синтезированных масел на данный момент производятся из сырой нефти, так же как и обычные моторные масла. Но синтезированные продукты фактически строятся молекула за молекулой в огромных химических лабораториях.
Сырая нефть расщепляется на её основные молекулярные элементы. Затем добавляются другие молекулы; продукт практически конструируется как кирпичная стена или цепочка.
Некоторые компоненты Mobil 1 поступают с химического завода в Бомонте, штат Техас, другие — с химического завода в Эдисоне, штат Нью-Джерси. Смешивание и упаковка делаются в Детройте, а также на заводе Mobil в Вудхэйвене.
Синтезированные масла имеют иные характеристики, чем обычные моторные масла. Они меньше окисляются, лучше справляются с экстремально высокими температурами и содержат меньше примесей.
Вот простое сравнение: если вы хотите яичный желток, вы можете «рафинировать» яйцо, отделяя скорлупу, белок и так далее, или же вы можете собрать то же самое яйцо заново, синтезировав скорлупу, белок и желток.
Вы могли бы «синтезировать» желток, идя этим длинным путём, собирая его молекула за молекулой. Процесс был бы дорогим, но конечный продукт был бы чище. Всё равно в конце вы получите яйцо. Вы всё ещё могли бы закончить с желтком, но он был бы чище.
Все преимущества синтезированного масла происходят из его отличающихся рабочих характеристик, согласно инженерам.
Оно течёт хорошо даже в очень холодных условиях, когда обычные масла густеют или становятся полусолидными. Оно сопротивляется окислению при очень высоких температурах. Оно демонстрирует многие характеристики лёгкого масла, так как трение меньше на движущихся металлических деталях. Но оно прилипает к металлу как более тяжёлое масло.
Синтезирование, как вы можете представить, требует некоторого экзотического оборудования и обработки, плюс значительно больше энергии. Именно поэтому оно сравнительно дорого.
Mobil 1 бесспорно дорого. Его рекомендованная розничная цена составляет 3,95 доллара за кварту, по сравнению с чем-то около 1,50 доллара за кварту для обычных моторных масел.
Представители Mobil отмечают, однако, что общая стоимость поддержания автомобиля в рабочем состоянии будет примерно одинаковой, используете ли вы Mobil 1 или нет.
Что больше, экономия топлива стоила бы того, чтобы компенсировать более высокую цену масла, утверждают они. По этой причине водители должны подумать о более низком техобслуживании и потенциале большего пробега.
Несмотря на медленные продажи, некоторые представители отдела продаж Mobil заявляют, что национальные показатели являются «многообещающими». Другой сказал: «Наши продавцы рассказывают нам, что продажи лучше, чем мы ожидали, но они не хотят об этом говорить прямо сейчас».
Одна из проблем, по-видимому, состоит в том, что владельцы автомобилей сбиты с толку относительно действительности новых гарантий на автомобили, если в картере находится Mobil 1.
Большинство руководств для владельцев автомобилей предписывают регулярную замену масла каждые от 5 000 до 7 000 миль. Они далее указывают использовать моторные масла с определёнными спецификациями. Хотя Mobil 1 отвечает этим спецификациям, в руководствах автопроизводителей нет упоминания о синтетических маслах. Владельцы осторожничают.
Представитель Ford Motor Co. сказал: «Мы не возражаем против того, чтобы владелец использовал масло, которое соответствует нашим спецификациям. Но наши гарантийные обязательства должны оставаться одинаковыми для всех. Эти графики предполагают замену масла каждые 6 000 миль и замену масляного фильтра в то же время».
Очевидно, недостатком для Mobil 1 будет то, что оно стоит больше.
Автопроизводители также неохотно принимают заявления Mobil о расширенных интервалах. «Они хотят идти своим путём, и они не хотят, чтобы им указывали», — сказал инженер Ford.
Ford проводит «обширные испытания», прежде чем принять решение, сказал А.М. Байерли, менеджер по химическому машиностроению. «Мы считаем, что их (Mobil) результаты испытаний показывают, что они проделали хорошую работу. Они на правильном пути, и мы очень воодушевлены».
Но Chrysler и General Motors, как и Ford, не разрешают увеличенных периодов между заменами масла. Отчасти причина в том, что Агентство по охране окружающей среды (EPA) так тщательно контролирует выбросы. Двигатели новых моделей должны пройти испытания на соответствие стандартам выбросов, прежде чем они будут представлены публике и проданы.
Сертификация по выбросам выполняется за несколько лет до внедрения новых моделей.
Один инженер автомобильной компании сказал: «Вы должны соответствовать определённым практикам технического обслуживания. Ваши выбросы должны соответствовать стандартам или иначе вы выйдете из бизнеса. Вы не можете рисковать. Вы выбираете самый консервативный путь».
Если автокомпании захотят изменить свои гарантийные политики, они должны будут протестировать с синтетическими маслами, а EPA, используя эти масла, будет наблюдать за выбросами. Если они не пройдут, новые модели задержатся, и задержка в миллиарды долларов в новой программе модели может произойти.
Некоторые инженеры утверждают, что синтетические масла могут иметь потенциал обеспечить лучшую защиту без неудобств для автомобилиста, что может использовать любая компания как стимул для продаж. Они также могут иметь потенциал сохранять нефтяные ресурсы и топливную экономичность, и то и другое важно. Но правительство и отрасль создают такие системы для поощрения этих вещей, что процесс и стимулы сдерживают автопроизводителей от использования синтетики.
Всё ещё остаётся вопрос, действительно ли признанные преимущества синтетических масел необходимы для большинства автомобилистов.
Один инженер сказал, что он порекомендовал бы использовать Mobil 1 или что-то подобное «в Аляске, но вам это не нужно в Мичигане». И если масло рассчитано на то, чтобы сохранять чистоту двигателя 15 000 или 20 000 миль, что насчёт добавок? Многие присадки к маслам теряют эффективность задолго до 20 000 миль.
По этим и другим причинам ни одна из крупных нефтяных компаний не осмелилась выйти на массовый рынок с синтетикой.
Представитель Exxon Corp., второй по величине компании страны, сказал: «Традиционные моторные масла содержат добавки, которые выполняют то же самое. Мы не чувствовали никакой необходимости делать продукт дороже». Exxon продолжает производить специализированные синтетические масла, но не для широкого рынка.
Mobil считает, что этот недостаток будет компенсирован экономией топлива, накапливаемой автомобилистами. Дебаты будут продолжаться.