Могила HTHS - Страница 1

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100

Могила HTHS
Могила HTHS



В чем же, позвольте полюбопытствовать с дотошностью энтомолога, прикалывающего к бархату особенно причудливое насекомое, кроется неоспоримая (а для многих и соблазнительная) добродетель этой отрасли, сей самовлюбленной и вечно жужжащей о себе самой махины?
Несомненно, в первую, быть может, очередь - в её, отрасли, поистине безмерной, почти барочной способности к фантазии, к самовозвеличиванию посредством вымысла столь же плотного и вязкого, сколь и некоторые продукты её производства.


Затем, как неизбежное следствие этого нарциссического зуда, следует её уникальное, почти бактериологическое производство - способность взращивать на своих обильных выделениях ту особенную, мутновато-питательную среду, тот специфический агар-агар, где с упорством, достойным лучшего применения, плодятся удивительные микроскопические (но с аппетитом "к знаниям" - мастодонта) создания, что именуются для краткости МПциллами.
И далее, здесь уже пахнет высоким, почти трагическим искусством, её изощреннейшее умение, подобное умению злого демиурга, конструировать из собственных эманаций проблемы исполинские, почти апокалиптические, от одного лишь акронима которых, скажем, LSPI, или от туманных, как болотный газ, рассуждений о коварстве вязкостных характеристик, по хребту пробегает тот особый МП-холодок "запугивания наукой".

Все перечисленное, впрочем, суть не более чем отдельные арабески, затейливые картинки на полях некоего гигантского, непрестанно пополняемого манускрипта, в котором наблюдатель, не устрашившийся бы погружения в его тайны, без сомнения, выудил бы еще не одну жемчужину сомнительного блеска, не одно мрачноватое откровение.
Но вот что, пожалуй, поражает в отрасли с силой почти физического удара, вот что с беспощадностью хирургического скальпеля вскрывает ее истинную природу, так это совершеннейшее, почти метафизическое отсутствие памяти; циклическая амнезия, столь же глубокая и всеобъемлющая, сколь, по-видимому, и благотворная для ее хрупкого, как яичная скорлупа, самосознания.

В этих благословенных (или проклятых?) пределах всякому и каждому мнится, будто бы прошлое, этот унылый и обветшалый реквизит, покорно и безгласно испускает дух единственно ради того, чтобы уступить место какому-нибудь новоявленному API SL, словно бы и не существовало никогда в подлунном мире его "предтечи", API MS, словно бы последний был не более чем дурным сном, призраком из той архаической эпохи, когда о "правильных" (о, это слово, достойное быть выбитым на чугунно-свинцовой медали!) API еще и не помышляли самые смелые умы. И ведь все это преподносится с такой обезоруживающей, почти детской убежденностью в своей правоте: API SL, видите ли, уже по определению своему, по самой сути своего бытия, превзойдет и затмит своего канувшего в небытие прародителя API MS, ибо тот, несчастный, имел неосторожность явиться на свет еще до появления в первородном темном бульоне - света верных спецификаций! A warm place with no memory.


➡️ Смотреть видео на YouTube
 
И на уже совсем недосягаемые высоты (для здравого смысла, по крайней мере) PCMO-культуру помещают отнюдь не ее пифические способности к самовосхвалению, и даже не ее геркулесовы подвиги в одолении ею же вскормленных драконов.
Нет, ее сокровенный гений, ее, если хотите, демоническая изюминка - это виртуознейшее, отточенное до блеска искусство самооправдания, умение облекать любую свою прихоть, любую нелепость в сияющие ризы непреложной истины.
Вот почему Леха Гудок является столь выпуклым, почти гротескным олицетворением сего мира. Просто по складу своего сознания, по той чугунной, непробиваемой броне его внутренней логики. Он, будьте покойны, даже под угрозой вечного проклятия не признается, что когда-либо самолично "кипятил углерод".

"Ни сантистокса признания ошибок, ни тени сомнения в собственной правоте!" - вот девиз, начертанный огненными письменами на кольце власти этой отрасли и вытатуированный на сердце каждого Лехи Гудка. Ты всегда прав, априори, по факту своего существования в этом мире. Тот же, кто ошибся, кто посмел споткнуться на этом сияющем пути - тот профан, тот самозванец, не способный к священнодействию, к таинству варения наилучших, непревзойденных маслищ.



Когда-то, в самом преддверии тех шестидесятых, что ныне кажутся любому истинному МП - зарей творения, с резкостью вскрытого нарыва обнажились вопросы, от ответа на которые, казалось, зависела сама судьба механизированного мира: способны ли мультигрейдные масла, эти новомодные, загущенные полимерами субстанции, эти "вязкие компромиссы", выдерживать те поистине адские нагрузки, что обрушивали на них все более яростные, все более форсированные моторы?

Уже ведь были с помпой, с фанфарами пройдены первыхе эпохальные рубежи загущения: мир лицезрел (и содрогнулся от собственной смелости) и 5W-20, и 10W-40.
В достопамятном 1960 году явилось на свет первое, а всего два года спустя - и второе "целое 5W-30"!

Эти эликсиры, эти "полимерные монстры" (а именно так они и воспринимались тогдашними, учеными умами) казались чем-то из арсенала доктора Франкенштейна.

Масло 10W-40 тогдашние "эксперты", морща свои проницательные лбы, чуть ли не в каждом случае, с трагической обреченностью в голосе, приравнивали к скромненькому/обычному SAE20. И ситуация эта, подобно раковой опухоли, лишь усугублялась с каждым оборотом земного шара, с каждым новым модельным годом. К исходу тех мятежных шестидесятых, в Европе, этой цитадели старого доброго скептицизма, уже со стопроцентной, граничащей с религиозным убеждением уверенностью полагали, что масло с гордой маркировкой 20W-50 лишь с неимоверным трудом, со скрипом и скрежетом, дотягивает до вязкостных кондиций, предписанных куда более надежному SAE30.
Весь этот паноптикум страхов и заблуждений я с педантизмом летописца подробно живописал вот здесь -


Миновали десятилетия, сравняв с землей былые страхи. В восьмидесятых, словно рыцарь на белом коне (или, скорее, как фокусник, извлекающий кролика из шляпы), на сцену выступил тест HTHS, который, с беспристрастием верховного судии, всё проверил, всё рассудил и всему даровал свое высочайшее разрешение.

HTHS ведь не случайно материализовался, не правда ли? Подобно сонму иных, столь же доблестных побед над ветряными драконами - великий HTHS дал отрасли очередную оглушительную победу - на сей раз над самим Износием Металлистом, этим вечным мракотворцем.

HTHS наметил судьбоносные вехи, указал путь - и (как это неизменно и умилительно водится в пределах этой самодостаточной вселенной) неопровержимо, с "математической точностью" доказал правоту ведущих МП, этих неутомимых тружеников, этих атлантов, держащих на своих плечах небосклон защиты ДВС от Износия и других драконов.

Критики же, эти вечные брюзги и сомневающиеся Фомы, были, якобы, в очередной раз посрамлены.
Их жалкий писк потонул в громогласном хоре всеобщего одобрения. Наука, Защита от Износия! HTHS! - эти слова, подобно магическим заклинаниям, отныне стали вселять трепет и благоговение.



Мы, нынешние, лишены возможности удовлетворить своё любопытство - например, вкусить некоторые яства и пития XIX века, даже если бы нам удалось с маниакальной дотошностью воссоздать их первозданную рецептуру. Слишком многое улетучилось, истлело, обратилось в прах, не сохранив для нас той невыразимой прелести, того аромата эпохи.

В сфере же масел - здесь перед нами открываются совершенно иные, вполне земные перспективы. Мы властны, подобно археологам, вызволить из склепа складского хранения древнее, покрытое патиной забвения масло.

Что же расскажет нам "недостойное масло прошлого" о величии HTHS?
 
  • Love
Реакции: nonconfo

nonconfo

Eques 🛡️
Команда форума
Сообщения
1,479
Реакции
552
Баллы
2,550
Ох, какая великолепная подборка!
А если совместить с предыдущем постом, то я в предвкушении ))
Если бы у меня был аккаунт битога, то я бы не поленился повесить интригу чуваку, который писал, что у Мобил1 HTHS будет 3,5 )
 
  • Like
Реакции: Аргентум

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
  • Scared
Реакции: Admin

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
Ох, какая великолепная подборка!
А если совместить с предыдущем постом, то я в предвкушении ))
Если бы у меня был аккаунт битога, то я бы не поленился повесить интригу чуваку, который писал, что у Мобил1 HTHS будет 3,5 )

Не будем забегать вперед, но скорее всего Артур Аргентум редко ошибается в таком простом деле!


Могила HTHS
Могила HTHS




Могила HTHS
Могила HTHS



многие МПисты спорили, но.. на то они и МПисты :)
 

Admin

Lorem ipsum
Сообщения
1,102
Реакции
617
Баллы
2,550

Могила HTHS
Могила HTHS



Фигасе он масло 9 сСт уравнивает с маслом, едва разменявшим сколько там... 6,5 ед, или около...
 
  • Like
Реакции: Аргентум

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
ээээ?! счиво вдрук?

там очень типичная битог-сторя :)

Я разместил в битогах картинку, где был виден совет компании Mobil лить 5W-20 (0W-16) в любой двигатель.
Это 1970-е. И это считается в МП-мирах «временем, когда жидких масел не было».

Этот совет (от Мобил был не просто совет, но и ответ на вопрос, что переход с 20W-50 вполне допустим) - глубоко оскорбил нескольких «МП-праведников» битога и мне было указано, что масла той эпохи были другими.
Логично? Не может же в МП-мире просто так быть дан совет менять вязкость - без изменения каналов, зазоров, расщелин, впадин, желобков, капилляров и всего.



Могила HTHS
Могила HTHS



я позволил себе не согласиться с идеей, что HTHS была выше


Могила HTHS
Могила HTHS



На что - МП принялись убеждать и меня: урезать увеличить осетра. Дать хоть 3.2. Ну хоть 3.0



Могила HTHS
Могила HTHS



видишь.. Unfounded claim от Аргентума :)

Дальше - отрицание перешло в торг -



Могила HTHS
Могила HTHS

 
  • Fire
  • Like
Реакции: Admin и nonconfo

Admin

Lorem ipsum
Сообщения
1,102
Реакции
617
Баллы
2,550
Из всего этого я понял только некую блажь про cCs >3 ед. для неких мифических формуляций современных 5-20, что, конечно, вероятнее всего сомнительно.

Но, кстати говоря, может и есть смысл дострелять до талого и еще некоторые музейные образцы, чтобы уже окончательно отранжировать этот стыд... на текущей координатной плоскости стоит добить и еще несколько точек, факт.
 
  • Like
Реакции: Аргентум

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
Из всего этого я понял только некую блажь

Смысл битожной беседы - был из другой области.
Принято считать, что масла до эпохи HTHS не могли иметь достаточной вязкости (слабый полимер) - и потому и создали HTHS. Это - интересно!

Но. Из другой оперы -

А вот битожане спорили вообще с другим :) - их шокировал сам факт, что кто-то посмел предложить масло с низкой вязкостью. Они стали пытаться "повысить" HTHS, не поверив моему доводу, что HTHS того "первого" M1 был нормальным, хорошим, но не выше 2.8 никак. Я им указал - 2.6 - 2.8.

Почему возник этот торг? Да очень просто: вера битога в HTHS - абсолютна. Это главный параметр масла для Битога.




P.s.

На PAG можно сделать масло SAE20 с HTHS 3+
Это не проблема.
Но ты же знаешь, что эта тема вообще о другом :)
И здесь - все гораздо интереснее :) чем битожные глупости.
 

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
@nonconfo а ты же понимаешь всю глубину?

:)


вторая половина 1950-х, самое начало мультиков (3-5 лет мультикам вообще).
Индекс вязкости 190 :)
Минералка, вполне 5W и вполне SAE16-20 ? Ультраполимерное.

Или -


суперполимерное (не путать с пивным брендом масел) маслище середины 1960-х , 10W-40 с индексом вязкости 211. Маловязкая минеральная база.
 

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
Ну напугали себя одни.

Страшно им было!

Настоящее исследование демонстрирует возможность использования работающего двигателя в качестве функционального вискозиметра, позволяющего оценить реальную вязкость, воспринимаемую подшипниками, при использовании моторных масел, загущенных полимерными добавками, в условиях высоких температур и значительных сдвиговых нагрузок. Полученные данные позволили сформулировать следующие ключевые выводы:
  1. Временная потеря вязкости характерна для всех масел, загущенных полимерами, и наблюдается даже при относительно низких оборотах двигателя. В типичных условиях эксплуатации многоградусные масла на полимерной основе достигают второго неньютоновского режима вязкости уже при скоростях вращения двигателя ниже 3000 об/мин, что указывает на раннюю активацию сдвигозависимого поведения в узлах трения.
  2. Все исследованные полимерные загустители, включая современные продукты с пониженной молекулярной массой, демонстрировали выраженную временную потерю вязкости. Значения индекса устойчивости к сдвигу (TSSI) варьировались в диапазоне от 33 до 74. При этом среди широкого спектра коммерчески доступных высококачественных многоградусных масел наблюдалась потеря до 43% от исходной кинематической вязкости, что подчёркивает масштабы явления.
  3. Постоянная (необратимая) деградация загустителей вследствие сдвиговых нагрузок в процессе эксплуатации также имеет место, и, в свою очередь, усугубляет временную потерю вязкости, ухудшая восстановление реологического профиля масла в рабочих зонах двигателя.
  4. Установлена корреляция между видимой (аппаратной) вязкостью масла и температурой подшипника, что позволяет использовать данный параметр для определения минимально допустимого уровня вязкости, необходимого для устойчивого функционирования гидродинамического режима смазки и предотвращения избыточного износа. На основе ограниченной выборки предлагается ориентироваться на достижение уровня видимой вязкости не ниже 6,0 × 10⁻⁶ м²/с при 132 °C — в качестве референтного ориентира для обеспечения полноценной защиты большинства современных европейских бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей.
Заключительно отмечается, что предложенная методология будет дополнительно адаптирована авторами для изучения поведения полимер-загущённых масел в условиях работы коренных подшипников, которые нередко характеризуются ещё более высокой критичностью с точки зрения термонагрузки и режимов смазки. Данные изыскания станут предметом последующей публикации.
 

nonconfo

Eques 🛡️
Команда форума
Сообщения
1,479
Реакции
552
Баллы
2,550

nonconfo

Eques 🛡️
Команда форума
Сообщения
1,479
Реакции
552
Баллы
2,550
Страшно им было!

Настоящее исследование демонстрирует возможность использования работающего двигателя в качестве функционального вискозиметра, позволяющего оценить реальную вязкость, воспринимаемую подшипниками, при использовании моторных масел, загущенных полимерными добавками, в условиях высоких температур и значительных сдвиговых нагрузок. Полученные данные позволили сформулировать следующие ключевые выводы:
  1. Временная потеря вязкости характерна для всех масел, загущенных полимерами, и наблюдается даже при относительно низких оборотах двигателя. В типичных условиях эксплуатации многоградусные масла на полимерной основе достигают второго неньютоновского режима вязкости уже при скоростях вращения двигателя ниже 3000 об/мин, что указывает на раннюю активацию сдвигозависимого поведения в узлах трения.
  2. Все исследованные полимерные загустители, включая современные продукты с пониженной молекулярной массой, демонстрировали выраженную временную потерю вязкости. Значения индекса устойчивости к сдвигу (TSSI) варьировались в диапазоне от 33 до 74. При этом среди широкого спектра коммерчески доступных высококачественных многоградусных масел наблюдалась потеря до 43% от исходной кинематической вязкости, что подчёркивает масштабы явления.
  3. Постоянная (необратимая) деградация загустителей вследствие сдвиговых нагрузок в процессе эксплуатации также имеет место, и, в свою очередь, усугубляет временную потерю вязкости, ухудшая восстановление реологического профиля масла в рабочих зонах двигателя.
  4. Установлена корреляция между видимой (аппаратной) вязкостью масла и температурой подшипника, что позволяет использовать данный параметр для определения минимально допустимого уровня вязкости, необходимого для устойчивого функционирования гидродинамического режима смазки и предотвращения избыточного износа. На основе ограниченной выборки предлагается ориентироваться на достижение уровня видимой вязкости не ниже 6,0 × 10⁻⁶ м²/с при 132 °C — в качестве референтного ориентира для обеспечения полноценной защиты большинства современных европейских бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей.
Заключительно отмечается, что предложенная методология будет дополнительно адаптирована авторами для изучения поведения полимер-загущённых масел в условиях работы коренных подшипников, которые нередко характеризуются ещё более высокой критичностью с точки зрения термонагрузки и режимов смазки. Данные изыскания станут предметом последующей публикации.
Перешли бы уже давно с кинематической на динамическую. И мозги не делали.
 
Сверху