@nonconfo @Admin
GTL началась с KOGASIN -
Компания Miike Synthetic Oil: Производство синтетических масел на основе процесса Фишера-Тропша
Завод и его технологии
Компания
Miike Synthetic Oil, находящаяся в городе Омуте, управляла самым продуктивным заводом Фишера-Тропша (FT) в Японии. Этот завод использовал низкодавливаемый процесс с применением кобальт-ториевого катализатора для преобразования угля Miike в синтетическое масло.
В 1941 году, по распоряжению армии, завод сосредоточился на строительстве установки для полимеризации смазочных масел. На момент окончания войны этот объект оставался недостроенным. Лицензию на процесс получения смазочных масел компания получила от Ruhrchemie, а основное оборудование было произведено компанией Koppers. Процесс основывался на чертежах, приобретённых у компании UOP в 1939 году, которые включали установку Dubbs-Kogasin для легкого крекинга и газовую полимеризационную установку.
Технологический процесс
- Крекинг: Установка крекинга должна была слегка перерабатывать парафиновое масло, чтобы создать сырьё для завода смазочных масел на основе катализатора хлорида алюминия (AlCl₃).
- Полимеризация: Полученный дистиллят, с конечной точкой кипения 250 °C, поступал в полимеризатор. В нём продукт обрабатывался 3–5% безводного хлорида алюминия при температуре 60–90 °C с постоянным перемешиванием в течение 8–12 часов.
- Очистка и доработка: Продукт отстаивали, дехлорировали, очищали активной глиной (в течение 3 часов при температуре 150 °C с добавлением 5% глины), фильтровали и подвергали разделению.
На выходе получались два основных продукта: лёгкое смазочное масло и авиационное смазочное масло.
Использование FT-жидкости как сырья
Работы с жидкостью Фишера-Тропша велись с целью её применения в качестве сырья для производства смазочных материалов. Считалось, что её высокая парафиновая природа позволит создавать стабильное масло с высоким индексом вязкости.
Сравнение свойств масел
Свойства авиационных масел на основе FT-жидкости, нефтяных масел из США и синтетических масел, разработанных в Японии, сравнивались. Эти данные показывают преимущества и ограничения FT-жидкости для синтеза.
Тесты на поглощение кислорода
Для оценки стабильности авиационных масел проводились испытания по способности к поглощению кислорода. Измерения осуществлялись с помощью аппарата Варбурга, применяя тест британского Министерства авиации.
Синтетическое масло на основе FT-жидкости показало более высокое поглощение кислорода по сравнению с Texaco #120 и авиационным маслом, используемым в то время. Установлена связь между коэффициентом вязкости масел и количеством поглощённого кислорода. Коэффициент вязкости масла из FT-жидкости составил 3,4.
Испытания антиоксидантов
Для синтетических масел на основе FT-жидкости протестировали различные антиоксиданты, включая:
- трифенилфосфит,
- трикризилфосфит,
- олеаты олова и хрома,
- медные мыла.
Эти добавки проверялись как по отдельности, так и в комбинациях. Наиболее эффективной оказалась смесь 0,5% трифенилфосфита и 0,5% олеата хрома.
Проблемы с натуральными антиоксидантами
Оказалось, что антиоксиданты, применяемые для натуральных масел, обычно не подходят для синтетических. Например:
- Для авиационных масел на основе нефти наиболее эффективным антиоксидантом был трикризилфосфит.
- Для синтетических масел, полученных из парафинового воска, лучшими оказались медные мыла.
Хотя стеарат меди не был включён в общий список тестируемых веществ, его влияние на замедление поглощения кислорода при 150 °C было изучено на синтетических маслах из FT-жидкости.
Недостаток данных
Несмотря на то, что смесь трифенилфосфита и олеата хрома была признана наиболее эффективной, данные о её воздействии на поглощение кислорода синтетическим авиационным маслом отсутствуют.