1954 (1.5 года после выхода первого multi - Esso Uniflo):
ДЛЯ МНОГИХ ИЗ НАС появление новых моторных масел столь же неожиданно, как и внезапное изобилие сортов бензина, представляемых под цветными флагами и броскими лозунгами (см. «Топливная головоломка», MT, авг. '54). Однако это на самом деле не так озадачивает, как загадка с бензином; чтобы понять назначение новых многоградусных масел, достаточно базовых знаний о классификации масел. Короче говоря, когда вы берете канистру моторного масла, на крышке можно увидеть надпись «SAE 30», скажем, или «SAE 5W-20»; это означает, что Общество автомобильных инженеров (SAE) классифицировало масло по его вязкости, и именно этот показатель вязкости является ключом к причинам и особенностям новых масел.
Что такое вязкость? По сути, вязкость означает густоту. Но как измерить густоту скользко-жидкого масла? Используя так называемый универсальный вискозиметр Сэйболта (Saybolt Universal Viscometer), инженеры по смазочным материалам измеряют время, за которое определенное количество масла проходит через отверстие стандартного размера при заданной температуре. Объем масла, используемый в испытании, составляет 60 куб. см — примерно две унции, а время измеряется в секундах и называется секундами Сэйболта.
Масло, в зависимости от предполагаемого применения, классифицируется по стандарту SAE при температуре либо 0°F, либо 210°F. (Масла для холодной погоды, обозначаемые буквой «W» после номера класса, тестируются при 0°F, более тяжелые масла — при более высокой температуре.) В некоторых случаях обычное масло может быть отнесено к категории двойного назначения; например, масло класса SAE 10 не требует тестирования на низкотемпературные характеристики, но некоторые масла класса SAE 20 соответствуют требованиям к низким температурам и могут законно маркироваться как SAE 20W.
При проведении теста на вязкость инженеры погружают пробирку с 60 куб. см масла в жидкостную ванну, поддерживаемую при заданной температуре. Затем пробка из пробирки удаляется, и секундомер фиксирует точное время, за которое масло стекает в измерительную колбу ниже. Смысл теста заключается в следующем: чем дольше масло вытекает из пробирки, тем оно тяжелее. Такое масло будет обладать высокой вязкостью; следовательно, чем больше секунд указано в таблице вязкости, тем более густым будет масло при данной температуре.
Индекс вязкости — еще один фактор классификации моторных масел. Масло, которое мало изменяется при разных температурах, будет иметь высокий индекс вязкости. Менее стабильное масло, обладающее характеристиками патоки (разжижается при нагревании, густеет при охлаждении), будет иметь низкий или неудовлетворительный индекс вязкости. Этот фактор, обозначаемый как V.I., является ключевым для автовладельца.
Как можно понять по числовому обозначению новых масел (например, SAE 5W-20 или 10W-30), многоградусные масла охватывают диапазон вязкости, который ранее обеспечивался несколькими разными маслами — от SAE 5W и 10W до SAE 20 и 30. Например, «Uniflo» от Esso Standard, масло 5W-20, представляет собой многоградусное масло с рабочим диапазоном, позволяющим ему заменить многие традиционные классы масел. Оно обладает свойствами масел, входящих в его обозначение, при температурах от 0°F до более чем 210°F. Как заявляет Esso: «Владелец нового автомобиля может проехать от Мэна до Калифорнии в любое время года, будучи уверенным, что ["Uniflow"] всегда будет защищать его двигатель».
Еще одним новым маслом с высоким индексом вязкости является «Permalube» — масло 5W-20, выпускаемое Standard Oil of Indiana. Standard указывает, что лишь небольшое количество автопроизводителей рекомендует многоградусные масла для температур выше 32°F, и что только Hudson, Packard и Willys рекомендуют SAE 30 для температур выше 90°F. Как и другие многоградусные масла, «Permalube» предназначено для обеспечения легкого запуска при холодном двигателе (когда масло обычно густеет) и поддержания требуемой вязкости после выхода двигателя на рабочую температуру. «Permalube 5W-20» рекомендуется Standard для использования в условиях экстремально низких температур. (Однако для круглогодичной эксплуатации в более умеренном климате компания также выпускает моторное масло 10W-30.)
Если вам нужно более густое масло, рекомендованное производителем для жаркой погоды или лучше подходящее для старых двигателей, SAE 10W-30 удовлетворит ваши потребности — с запасом. Моторное масло «RPM 10-30» от Standard of California — хороший пример работы более тяжелых многоградусных масел. По сравнению с обычными маслами SAE 10W и 30, это гибкое масло 10W-30 имеет более низкую вязкость при 0°F, средний показатель при 100°F и высокий при 210°F, обеспечивая желаемые характеристики традиционных масел в каждом из этих температурных диапазонов. «RPM 10-30» также демонстрирует более высокий индекс вязкости при высоких температурах по сравнению с некоторыми традиционными маслами SAE 30, которые оно может заменить.
Масло «Mobiloil Special» от Socony-Vacuum, специализированный продукт SAE 10W-20W-20, также эффективно охватывает диапазон вязкости, ранее обеспечивавшийся многими традиционными маслами. Его вязкостные характеристики создают эффект плавного перехода при сравнении с другими смазочными материалами. Его высокий индекс вязкости подтверждает его пригодность для всех температурных режимов.
Компания Socony-Vacuum разработала масло 10W-20W-20, решив «полностью отказаться от номеров SAE и создать масло, обладающее характеристиками расхода масла, присущими SAE 30, но при этом максимально перекрывающее низкотемпературные требования». Socony утверждает, что ни она, ни какая-либо другая организация не знает, как создать сбалансированное, действительно практичное и экономичное масло SAE 5W-30; таким образом, остается пробел между маслами 5W-20 и 10W-30. «Mobiloil Special» был разработан для заполнения этого пробела своей классификацией 10W-20W-20. Тем не менее, Socony-Vacuum считает, что его многоградусное масло достаточно близко к стандартам SAE, особенно при низких температурах, чтобы обслуживать автомобили за пределами своей номинальной категории 10W-20W-20.
Чтобы подтвердить это, каждая канистра «Mobiloil Special» содержит надпись: «Это масло также рекомендуется для использования вместо SAE 5W и SAE 30».
Еще одной компанией, производящей масла 5W-20 и 10W-30, является Union Oil Company of California. Ее продукт «Royal Triton 5-20» обладает такой же вязкостью, как масло SAE 5W при 0°F, и такой же вязкостью, как масло SAE 20 при 300°F. Масло Union 10-30 демонстрирует свойства масла SAE 10W при 0°F и характеристики масла SAE 30 при 300°F.
Royal Triton SAE 5W-20 - выдающееся масло 1950-х, одно из самых интересных моторных масел за всю историю отрасли • Страница 1
oil-glup.ru
«Всё это очень интересно», — скажете вы, — «но какое масло мне использовать для моего автомобиля?» Union проясняет этот часто задаваемый вопрос, заявляя: «Используйте моторное масло 'Royal Triton 5-20' в любом автомобиле, который обычно требует масла SAE 20 или 20W либо менее вязкого». Компания рекомендует свое масло 10-30 для «...любого автомобиля, нового или старого, в котором обычно используется масло вязкостью 30 или менее». Это четкое объяснение содержит основные правила, применимые и к другим многоградусным моторным маслам.
Вы обнаружите, что многоградусные масла (по крайней мере, все они считаются маслами «премиум-класса») производятся с учетом новых стандартов обслуживания API (Американского института нефти). Эти классификации появляются все чаще (вероятно, они упоминаются и в руководстве пользователя вашего автомобиля), поэтому вот краткое объяснение буквенных обозначений. API кодирует их следующим образом: префикс «M» обозначает моторное масло; три типа, предназначенные для бензиновых двигателей, — это ML, масло, классифицированное для легких условий эксплуатации; MM, масло, соответствующее требованиям умеренной эксплуатации; и MS, смазочный материал, предназначенный для работы в тяжелых условиях эксплуатации.
Обсуждение вязкостных характеристик многоградусных масел — это лишь часть вопроса. Все новые масла содержат присадки, предназначенные для поддержания чистоты внутренних поверхностей двигателя. Некоторые из них также включают специальные противотрения добавки, а почти все заявляют о повышенном качестве смазки гидравлических толкателей. Многие из новых масел, как утверждается, способны снижать вредное воздействие определенных бензиновых присадок (замкнутый круг!) за счет изменения состава отложений в камере сгорания.