Подбор моторного масла по вязкости - Страница 2

  • Музей
  •  
  • Автор темы scuzzy
  • Всё или ничего о моторных маслах

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
А эт кто? Ректор ВУЗа, где ты учился?


тут есть ссылка.
Кратко - ведущий реолог Exxon (создатель первых мультиков)

Награжден медалью Бингама

Требуется Вход или Регистрация для просмотра
 

SR71

Novitius
Сообщения
39
Реакции
14
Баллы
473
Кратко - ведущий реолог Exxon (создатель первых мультиков)

Награжден медалью Бингама
Упсс... Мне вики другого Филлипова выдала в поиске, математик и ректор РУДН. Поэтому и такой вопрос.
 

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
Упсс... Мне вики другого Филлипова выдала в поиске, математик и ректор РУДН. Поэтому и такой вопрос.

на первом "мультике" стоял немецкий патент -


интересно, что немцы во многом стояли "у истоков" множества решений инженерных (не только мультиков) - но так и не продвинулись.

Саеногуси рассказывали, что его учителю реологии рассказывал сам Wladimir (учитель "саеногусей" был сам, в чем-то, учеником Wladimirа - они то ли общались, то ли дружили, уже в США).
Интересные неизвестные факты про Берлин 1940-х. Про одну актрису, которая стала известна уже после войны, но начинала сниматься 16-летней девочкой еще у нацистов.
Такие факты нигде не нагуглить. Их просто нет - никто не записал. Передалось из уст в уста.
 
Сообщения
36
Реакции
18
Баллы
803
Противоположный пример:

В сети легко найти флешмоб мотористов: у кого сильнее пострадали шатунные вкладыши БМВ-шных S54/S65/S85 и на каком пробеге.

В мануале 10-60
 

Вложения

  • Подбор моторного масла по вязкости
    IMG_20250410_055454.jpg
    340.2 KB · Просмотры: 9
  • Подбор моторного масла по вязкости
    IMG_20250410_055519.jpg
    157.3 KB · Просмотры: 9
  • Подбор моторного масла по вязкости
    IMG_20250410_055535.jpg
    62 KB · Просмотры: 9
Сообщения
36
Реакции
18
Баллы
803
Из мануала по ремонту двигателей от производителя этих самых двигателей (ЗМЗ):

Для полной колоды вязкостей не хватает совсем чуть-чуть))))
 

Вложения

  • Подбор моторного масла по вязкости
    IMG_20240902_213421.jpg
    116.3 KB · Просмотры: 10
  • Haha
Реакции: nonconfo

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100

Подбор моторного масла по вязкости
Подбор моторного масла по вязкости



Boris Zhmud, Ph.D.

Термин трибология был введён Петером Йостом в 1966 году в докладе, где он подчеркнул экономические издержки, вызванные трением, износом и коррозией в экономике Великобритании. Однако истоки трибологии восходят к глубокой древности. Исторические свидетельства указывают на использование известковых суспензий, растительных масел и животных жиров строителями египетских пирамид — для облегчения перемещения массивных каменных блоков. Первая зафиксированная формулировка коэффициента трения принадлежит Леонардо да Винчи: ей 500 лет, и она по-прежнему справедлива.

Поскольку трение ведёт к потерям энергии, выделению тепла и износу, трибология изначально была неотъемлемой частью машиностроения, а со временем распространилась на автомобильную, промышленную и энергетическую сферы. Однако с усилением внимания к энергоэффективности и долговечности компонентов, интенсивность трибологических исследований за последние десятилетия значительно возросла.

К сожалению, между университетской наукой и профессиональным сообществом индустрии смазочных материалов сохраняется определённый разрыв — как в подходах, так и в уровне компетенции, особенно в их готовности к освоению новых технологий.

Узконаправленный подход оптимизации «по одному компоненту за раз» по-прежнему доминирует у многих производителей оригинального оборудования (OEM), что обусловлено особенностями их внутренней организации НИОКР. При этом «академическая численность» не всегда способствует упрощению процесса разработки. Я видел множество примеров — представленных на конференциях и опубликованных в статьях, — которые демонстрируют, что такая поэлементная оптимизация может вводить в заблуждение.
Узколобый подход оптимизации "один компонент за раз" все еще превалирует у многих производителей оригинального оборудования (OEM) из-за их внутренней организации НИОКР, и "академический штат" не всегда помогает упорядочить процесс разработки. [source: 9] Я видел множество примеров, представленных на конференциях и опубликованных в статьях, доказывающих, что оптимизация по одному компоненту часто является не чем иным, как вводящей в заблуждение. Приведу некоторые: если вы изучаете трение в паре поршневое кольцо-цилиндр с целью оптимизации структуры хонингования гильзы цилиндра, используя стенд для испытаний на трение и износ с возвратно-поступательным движением, вы обнаружите, что более гладкая гильза создает меньшее трение. Следовательно, может возникнуть соблазн применить более гладкую обработку. Пробовали – не работает. Как только Rpk падает ниже 0.4 до 0.6 мкм, в испытаниях работающего двигателя возникает проблема задиров.
Следовательно, ваша "научная" оптимизация структуры хонингования была не чем иным, как вводящей в заблуждение. Аналогично, измерение на SRV-машине может показать, что некая экзотическая нанодобавка обеспечивает 50% снижение трения, а затем в испытаниях работающего двигателя этого эффекта не обнаруживается – и таких примеров множество.
Недавно Р.И. Тейлор и соавторы провели испытания на трение при холодной прокрутке разобранного 2,0-литрового рядного 4-цилиндрового бензинового двигателя M111 и обнаружили высокие уровни смешанного/граничного трения при частотах вращения двигателя ниже 1500 об/мин. Авторы продемонстрировали, что смешанное/граничное трение имеет место в клапанном механизме и цепи ГРМ, но также имеется значительный вклад от поршневой группы при частотах вращения двигателя менее 1000 об/мин. Также было продемонстрировано, что смазочный материал SAE 15W-40 создает большее трение при высоких частотах вращения двигателя, тогда как смазочный материал с более низкой вязкостью SAE 0W-12 дает значительно меньшее трение. Однако при низких частотах вращения двигателя картина обратная. Эти наблюдения согласуются с результатами, представленными ранее для 1,6-литрового рядного 4-цилиндрового двигателя GDI, см. Рис. 1.
Еще, например, два идентичных двигателя, собранные одним и тем же инженером-испытателем с использованием одного и того же набора компонентов и сборочных смазок, все равно будут демонстрировать незначительные различия в трении двигателя, выходной мощности и экономии топлива, и величина этого базового "шума" часто сопоставима или даже превышает эффекты, которые нам необходимо количественно оценить. Другое тревожное наблюдение на Рис. 2 заключается в том, что повышение температуры масла на 15∘C – со 110∘C до 125∘C – значительно увеличивает вклад граничного трения для HTHS менее 2.9 сП.

@nonconfo вот же гуталинщик!! :D
 
  • Like
Реакции: Korund и nonconfo

Korund

Adeptus
Сообщения
680
Реакции
282
Баллы
1,350
вот же гуталинщик!! :D

Хитрец, что бы его в кафешники не записали.
СаЕн писал про себя что он "гуталинщик".
Просто не надо путать теплое с мягким.
Если современные атмоДВС со всякими Миллерами Аткинсонами и гибридами плохо греются тем более глуп лить зимой в них что то вязое.
Но это не значит что не бывает красивых гуталинов 10W30/15W40 на минералочке холодного отжима с марцепаном, но элементарно они для многих избыточны по вязкости из-за климата, температуры двс и масла и сложности поиска красивого гуталина.
 

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
Хитрец, что бы его в кафешники не записали.
СаЕн писал про себя что он "гуталинщик".
Просто не надо путать теплое с мягким.
Если современные атмоДВС со всякими Миллерами Аткинсонами и гибридами плохо греются тем более глуп лить зимой в них что то вязое.
Но это не значит что не бывает красивых гуталинов 10W30/15W40 на минералочке холодного отжима с марцепаном, но элементарно они для многих избыточны по вязкости из-за климата, температуры двс и масла и сложности поиска красивого гуталина.

Борис бы не стал писать стандартную 100% рабочую (география - средняя, не Эль-Пасо и не Проспект-Крик - для США) - летом SAE30, зимой SAE20.
Но, в общем, всем "нам" (и Битогу) - подходит именно SAE30 (ILSAC) и SAE20 (ILSAC) универсально в любой автомобиль.

И да - это 1000 раз доказано в самой США :) где это льется В ЛЮБЫЕ автомобили.
 
  • Like
Реакции: nonconfo

Korund

Adeptus
Сообщения
680
Реакции
282
Баллы
1,350
Борис бы не стал писать стандартную 100% рабочую (география - средняя, не Эль-Пасо и не Проспект-Крик - для США) - летом SAE30, зимой SAE20.
Но ведь это НЕ ерунда в масломирах испокон веков всегда только про это и говорят и пальцем трясут в воздухе когда ловят ВИНКа на нарушении милисантистоксов и несоблюдении допуска. И битожане в скрепах заговора кафешников и с удовольствием льют евромасла считая их лучше.
я бы сказал это не ерунда, а политкорректность и следование линии партии, ведь если публично на каком-нибудь симпозиуме или в научной статье Борис заявит что ваши допуски с фолксфонием и 5W40 ерунда антинаучная, для всего остального есть W30 /W2, то он стремительно отправится из профессиональной отрасли Гусей в пожизненный Эцих с гвозядми, даже не только в ЕС но и в штатах.
 

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
Но ведь это НЕ ерунда в масломирах испокон веков всегда только про это и говорят и пальцем трясут в воздухе когда ловят ВИНКа на нарушении милисантистоксов и несоблюдении допуска. И битожане в скрепах заговора кафешников и с удовольствием льют евромасла считая их лучше.
я бы сказал это не ерунда, а политкорректность и следование линии партии, ведь если публично на каком-нибудь симпозиуме или в научной статье Борис заявит что ваши допуски с фолксфонием и 5W40 ерунда антинаучная, для всего остального есть W30 /W2, то он стремительно отправится из профессиональной отрасли Гусей в пожизненный Эцих с гвозядми, даже не только в ЕС но и в штатах.

Смотри -
На этой фотке первая Solvay Conference


Подбор моторного масла по вязкости
Подбор моторного масла по вязкости



Здесь присутствуют Кюри, Резерфорд, Эйнштейн, Де Бройль, Планк, Лоренц, Пуанкаре (и другие), и... Зоммерфельд.
Если бы Арнольду Зоммерфельду рассказали о «трибологии Бориса», он бы рассмеялся в свои усы.

Настоящая физика, с которой, разумеется, знаком Борис, знает лишь один вид трибологии - инженерную трибологию «Рейнольдсов- Зоммерфельдов».

Реология - это часть строгой физики, в рамках которой понятие вязкости имеет строгое математическое определение.

Трибология, которой занимается Борис, - это иная область. Она куда ближе к медицине, чем к физике. Это не точная наука.

Однако Борис вовсе не отрицает тех фундаментальных идей, которые идут от подлинной «инженерной трибологии». Напротив, он подчёркивает, что вязкость - важнейшая физическая величина, в худшем случае - тензор второго ранга, но чаще - скаляр. Именно поэтому она имеет первостепенное значение в механике. Вязкость обеспечивает послойное движение, которое разделяет граничные слои: если [imath]μ → 0, F → 0[/imath], то есть внешние слои уже не удерживаются плёнкой - возникает прямой контакт и, как следствие, «столкновение». От Ньютона до Зоммерфельда - всё так, верно?

Но есть важное но.

Борис, как и подавляющее большинство «высших представителей отрасли и трибологии», упускает из виду один исторический контекст.
В трибологии двигателей внутреннего сгорания тяжелые вязкости практически не требовались, за редкими исключениями, до появления определенных практик в Европе (и частично в США) в период с 1965 по 1995 год. Разумеется, с поправкой на то, что вязкость падает с повышением температуры.
Все эти масла типа 5W-40 в PCMO появились по сути потому, что кто-то (не обладая достаточным пониманием в реологии и физико-химии) решил, будто 5W-40 - это почти то же, что 10W или 15W, то есть по ощущениям - «вода водой».
Именно отсюда, а вовсе не из физики вязкости, происходят эти «тяжёлые» рекомендации.

И да - 15W-40 (грузовое, вроде Rotella) - как раз из этой же серии.


Подбор моторного масла по вязкости
Подбор моторного масла по вязкости



в Европе 1970-х считалось "очень легким, маловязким маслом" , буквально - маловязкой заменой "тяжелых" SAE30 моно! (принять сюда - индекс вязкости моно-SAE30 и прочее, для понимания "ума").
 
  • Odd
Реакции: Korund

Korund

Adeptus
Сообщения
680
Реакции
282
Баллы
1,350
От Ньютона до Зоммерфельда - всё так, верно?
А есть варианты кроме не верно? :)

Трибология, которой занимается Борис, - это иная область. Она куда ближе к медицине, чем к физике. Это не точная наука.
Меня это не удивляет, а наоборот считаю это резонно-закономерным. Органика и сложные системы для возьму риск утверждать тяжело дается. Тут пример гудкизма по Фрейду с углеводами.
Но даже Князь, как тяжеловес масломиров иронизирует над бэкграундом Казуши, в духе консервативного, косного юморитса. Типа вот раньше было тру, а потом массоны производители масел руками Казуши и Бориса начали управлять составом масла и тараканами владельцев авто.

Борис, как и подавляющее большинство «высших представителей отрасли и трибологии», упускает из виду один исторический контекст.
В трибологии двигателей внутреннего сгорания тяжелые вязкости практически не требовались, за редкими исключениями, до появления определенных практик в Европе (и частично в США) в период с 1965 по 1995 год. Разумеется, с поправкой на то, что вязкость падает с повышением температуры.
Любой обыватель масломиров и адепт Кпауэр тебе подаст простест из-за изменения современных ДВС, где над инженерами стоят массоны и требуют сточить лишний металл поршней и коленвалов и повысить температуру ДВС и масла, а производители и нефтепереработчики толкают свою мантру для гешефта, а самообразованные "инженерные" затворники ищут спасение в холодном отжиме минералки и Гостовском М10.
И с этим Гудкам сложно обоснованно парировать. Но тем не менее Большепробегв проехал на Хукиа 1 млн. км. без ребилда, на относительно маловязком масле, которое вероятно даже не выдающееся в плане отраслевых тестов и качественных оценок и бенчей Князя.
 

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
Любой обыватель масломиров и адепт Кпауэр тебе подаст простест из-за изменения современных ДВС, где над инженерами стоят массоны и требуют сточить лишний металл поршней и коленвалов и повысить температуру ДВС и масла, а производители и нефтепереработчики толкают свою мантру для гешефта

я нисколько не отрицаю того факта, что "экологи" (активисты, регуляторы и тп) влияют на весь этот процесс.
Но это не создает факта, что "стандартной рекомендации" 30/20 (если мерить в попугаях в Сае) стало (было) недостаточно.
Это не вопрос самой вязкости, или - не вопрос "проседающих" полимеров. Не зря же они придумали "максимальные уровни" сдвига и температуры для HTHS. Пусть даже у какого-нибудь самого первого 5W-30


HTHS была не выше 2.6 (да даже 2.4). Хотя, вполне возможно, что была и все 2.8.

И что? :) Эти KV100 - 10 cSt и этих 2.5 cP (пускай) - кому-либо когда-либо в PCMO не хватило? Серьезно?
Нет. Конечно дело не в 2.5 cP HTHS, и не в том (10ки смешных табличек тому подтверждение)

Все ноги этих "выборов вязкостей" выросли из 1960-х / 1970-х, когда люди реально давали такие советы -


Подбор моторного масла по вязкости
Подбор моторного масла по вязкости



если бы у нас не было музея - мы могли бы думать, что масло 5W-20 было чем-то сильно отличным от современных (по вязкости) 5W-20.
Вот масло 5W-20 второй половины 1950-х


Ну и?
Оно приравнивается к моно-маслу 5W !
Что такое моно-масло 5W? Это KV100 около 4 cSt, это индекс вязкости - около 100.
Еще можно понять сравнение 10W-30 с маслом 20W-20 летом (первая рекомендация в табличке), но как можно сравнить 10W-30 с маслом 10W, которое также имело KV100 около 5.5 cSt, а индекс вязкости - около 100 (в лучшем случае, у некоторых меньше 90).

И так был устроен весь мир "загущенных масел" 1960-х / 1970-х. Это период и родил - HTHS от страха (гора родила мышь) и родил гонку вязкости, которой всегда хватало на уровне SAE30 - для самых мощных моторов и самой мощной жары.
Так почему, вдруг, теперь - когда среднерыночное SAE30 имеет VI > 120 уж точно (любое 10W-30 > 130, а 5W-30 еще больше), HTHS никак не меньше 2.9 (ладно, допустим у Duron было 2.5, хотя мы не проверяли) - этого станет кому-то не хватать? :)

Нет. Не станет. И не было этого никогда. И всегда хватало и будет хватать. Даже в Эль-Пасо летом.
 
  • Like
Реакции: nonconfo

Korund

Adeptus
Сообщения
680
Реакции
282
Баллы
1,350
Другое дело, что в классическом расчете Навье-Стокса, который Рейнольдс пересчитал, и которую можно применить в подшипнике - пленки и 5 сСт хватит за глаза (3.5 сСт те самые, которые перепутали и выдали потом в HTHS, где cP, а не cSt)
С козырей зашёл. 🙂
Это в контексте ньютоновских жидкостей?

надо еще заметить - какой @Admin радикальный любитель extreme ..
Даже Саен не посмел бы выкинуть вязкость полностью. Все-таки - пленку она задает.
Князь радикал, экстремист. 🫣

Загвоздка же в том что все современные мультигрейды из 4-6 базы докачивают до 8-10 сСт.
Моноградные рудименты, мексиканские и арабские w50 минералки не учитываем, это другая история. Поэтому кмк есть боязнь у МПистов за вязкость т.к. "маловязкая" так говорят в Олейне про vhvi 4.
Реология шмеология, это сложно и не понятно. Как там нафтены,прафины влияют на смазываен поверхности и работу пленки, как тугие полимеры себя ведут это мрак для большинства в т.ч. меня. Поэтому МПист борется за цифири - за сохранность каждого милисантистокса и аплодирует 90циклам форсунки Бош.

Хотя у тебя был пост про импрувер вязкости который надо в рамку обрамлять и вешать на стену, забыл в какой теме этобылотам про обычный а не тугой полимер и его если можно так сказать достоинства, у него разрушенные хвосты менее гладкие и что то про работу в подшипниках.
 

Korund

Adeptus
Сообщения
680
Реакции
282
Баллы
1,350
Но почему умные мысли не могут нравится не только мне? Мне, например, нравится Прованс (хорошее место). Прованс нравится не только мне (Лоуренсу Дарреллу, например)
Да, многим нравится 10W40. Не в моих полномочиях оспорить это.
Хорошо в Провансе на дизельной Дачии или Мерседесе покататься среди виноградников на 10W40.

Мне тоже нравится 10W40 как изделие имеющее свою область потребления, и раньше тоже Жигуар был, но не в Дагестане, прекрасное масло для лета, даже ненавистном тобой корейском, и сейчас даже специально в закладки неск. вариантов для миксов из ЕС. И уже один микс с 10W40 был. Кстати если б не ты, не вспонил бы что есть еще в запасе 5 л. Мобила 10W40.
Но зачем эту староверскую, труднопроходимую чачу лить зимой в современный двс если есть 0W на любой вкус, цвет и кошелек.
 

nonconfo

Eques 🛡️
Команда форума
Сообщения
1,479
Реакции
552
Баллы
2,550
Я пишу, в общем, о другом.
Главная мысль - нет легкового мотора под какой-то тип (вид) масла. Есть просто - хорошие и плохие масла.
Хорошее масло подойдет любому мотору.
надо разъяснять подробнее, какой смысл заложен в твоих заметках.
Вот, а я говорил, что ты код твой по криптографии временами не слабее индустриального )
 
  • Ok
Реакции: Аргентум

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,251
Реакции
2,748
Баллы
9,100
Но зачем эту староверскую, труднопроходимую чачу лить зимой в современный двс

без разницы.
Хорошее масло можно сделать в любой вязкости от 0-20 до 10-40.

10-40 в РФ более распространено (в США чаще найдешь 10W-30 ILSAC из 10W-x).

Вопрос - зачем нужен гуталин ? Ну просто потому, что кто-то любит погуще. Или - любит минералку, которую проще найти в 10-40. И прочие мелочи.

Некоторые, например, просто не верят, что 5-30 бывают хорошими :) тем более ILSAC .

Я не тестирую масла и не являюсь фанатиком спецификаций . В среднем, по больнице, американский или японский неподдельный (не путать с подделками без лицензии) ILSAC - это хороший баланс. Но это примерно. Не гарантия. Можно найти и чуть более зольную минералку 10-40 - не хуже. С оговоркой, конечно.
Я не люблю масла, содержащие LSPI :)

Админ их советует порой - так как доверяет датчикам. Я не столь доверчив. Я вообще не доверяю электронике в ДВС, хотя согласен с Админом - что она работает ок. Но даже если это на 99% ерунда - если есть возможность, то лучше выбрать топливо и масло без LSPI.

А LSPI-содержащие - все зольные масла (особенно с избытком Ca). Но и масла с избытком беззольного мыла (дисперсанта) я бы избегал / разбавлял. Не вся беззольность (дисперсанты, полимеры, иногда даже антиоксиоданты) - полезны. (Антиоксиданты беззольные более-менее безобидно).

Самые плохие масла - это вязкие сухие масла, забитые и зольным и беззольным "всем подряд". Присадок не должно быть много. Пример самых глупых идей - 229.5
 
  • Fire
Реакции: nonconfo
Сверху