Подробный разбор "МП-суеверий", созданных в сети Интернет вокруг моторных масел - Страница 1

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,349
Реакции
2,808
Баллы
9,100
Догмат МП 1: Двигателю необходима какая-то точная вязкость SAE, указанная в руководстве (owner's manual).

Ответ: Двигателю требуется не конкретное значение вязкости, а вязкость в определённом диапазоне. Этот диапазон может охватывать как низкие, так и относительно высокие уровни вязкости. Нет единственной вязкости, на которую рассчитан двигатель. Минимальная вязкость более опасна, чем максимальная, поскольку при недостаточной толщине масляной плёнки в подшипниках может начаться износ. Однако пределы минимальной вязкости для любого двигателя обычно соответствуют самым низким уровням классификации SAE.

Где обсудить/почитать об этом -




 
  • Fire
  • Like
Реакции: Admin, Славный, MagicOil и 4 других

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,349
Реакции
2,808
Баллы
9,100

Словарь явной лжи от МП -​

Двигатель-убийца моторного масла
Для корректного определения двигателя-убийцы моторного масла необходимо знать уровень blow-by (прорыва газов через поршневые кольца) конкретного двигателя относительно объема масла, циркулирующего в его системе. Кроме того, есть несколько важных уточняющих факторов, которые необходимо учитывать.
Однако, поскольку МП-лгунишки никогда не располагают точными данными по blow-by для разных двигателей, их заявления на эту тему являются вводящими в заблуждение. Также популярное МП-утверждение о том, что "двигатель срабатывает щелочное", основано на крайне узкой выборке МП-данных и не отражает реальной картины. Сработка щелочного числа гораздо сильнее зависит от качества используемого топлива, чем от типа двигателя.

Масло конструктор
Все моторные масла являются конструкторами, так как собираются из отдельных химических компонентов. Любое утверждение о "неконструкторском" масле вводит в заблуждение.

Крепкое масло (устойчивость полимера на форсунке)
Для моторных масел легковых автомобилей (PCMO) релевантность метода не доказана. Более того, ценность и релевантость метода для понятия "крепости" и преимуществ была официально отклонена судом США в деле Castrol v. Pennzoil. Определение "крепости" масла через устойчивость полимера — не доказательство. (IMO - Крепость масла определяется исключительно количеством эстеров в составе и никак иначе).

Крепкое масло (TBN)
Показатель TBN (щелочное число) может быть увеличен искусственно, путем добавления избытка зольных и беззольных щелочных присадок, что может ухудшать свойства масла. При этом существуют проверенные и надежные масла, например, в поршневой авиации, которые имеют низкий или даже нулевой TBN. Высокий TBN — не гарантия качества (все зависит только от того - как TBN оказался высоким и какие последствия это может иметь).

Крепкое масло (Noack)
Показатель испаряемости по Noack не является идеальным доказательством низкой испаряемости. Для моторных масел его значения имеют значение только при очень высоких значениях, например, выше 25.

Термостабильное масло (Noack)
Хотя показатель Noack оценивает испаряемость, он не всегда доказывает термостабильность и не охватывает все виды/режимы испарямости (только выбранный сегмент). Масла с хорошим Noack, например 5, могут демонстрировать худшие результаты в термических тестах (например - TEOST MHT), чем масла с Noack 15. Это наблюдается настолько часто, что ставит под сомнение саму зависимость стабильности от качества Noack, а то и делает зависимость - обратной.

Стойкое к угару масло (Noack)
Существует миф, что низкий Noack напрямую связан с устойчивостью к угару. На самом деле, в диапазоне 5–15 Noack никакой значимой корреляции с угаром не наблюдается. Масла с Noack 15 иногда показывают лучшую устойчивость к угару за счет меньшего каплеобразования, особенно если они более вязкие и загущенные.
 
  • Like
Реакции: Nickol, MagicOil, urman и ещё 1 человек

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,349
Реакции
2,808
Баллы
9,100
Догмат МП 2: Синтетические масла — это инновационные достижения последних лет, позволившие сделать качественный скачок.

Ответ: Синтетические масла известны с середины XX века. Уже в 1946 году им приписывались почти магические свойства — долговечность и феноменальная надёжность. Базовые масла, такие как PAG и эстеры, действительно обладали улучшенными характеристиками, например, повышенной растворимостью. Однако синтетические масла не произвели революции в двигателях внутреннего сгорания и в первой волне синтетических масел уступили обычным минеральным маслам, за исключением реактивной авиации.

Где обсудить/почитать об этом -


 

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,349
Реакции
2,808
Баллы
9,100
Догмат МП 3: PAO и GTL синтетические масла — это абсолютно превосходные масла, делающие моторные масла идеальными и долговечными.

Ответ: Эти базовые масла известны с XX века и являются заменителями (ersatz) частей минеральных масел, пытающимися воспроизвести определённые свойства минеральных масел. Несмотря на то, что одна из десяти молекул может иметь значительные преимущества, такие как аналогия с минеральными маслами и улучшением точки застывания - эти масла также имеют существенные недостатки. Главный из них — низкая растворяющая способность. У PAO также есть проблема термической стабильности.

Где обсудить/почитать об этом -




 
  • Like
Реакции: nonconfo

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,349
Реакции
2,808
Баллы
9,100
Догмат МП 4: Добавка эстеров в синтетическую смесь делает смесь полярной и такое масло липнет к металлу.

Ответ: Условная полярность эстеров не означает, что даже чистые эстеры липнут к металлу. Этот процесс следует рассматривать через призму физико-химической энергии. "Полярная" вода, например, скатывается с металла, особенно если металл покрыт оксидными или масляными плёнками и имеет асперити. Присадки, растворённые в эстерах (поскольку у эстеров хорошая растворяющая способность), могут повышать адгезию, но это очень упрощённое и обывательское представление.

Важно отметить, что моторные масла с высоким содержанием эстеров в настоящее время редко встречаются среди легковых автомобильных масел, а влияние бедных (по эстеру) смесей на "прилипание" минимально. Привычные синтетические смеси, насыщенные эстерами, по сравнению с минеральными маслами с аналогичной анилиновой точкой, демонстрируют схожие свойства "прилипания", если даже не более слабое "прилипание".
Поскольку богатые эстерами смеси имеют недостатки, связанные с сепарацией - то уж для "100%-эстеровых" масел имеются если не сепарационные, то свои актуальные проблемы.

Где обсудить/почитать об этом -





 
  • Like
Реакции: nonconfo

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,349
Реакции
2,808
Баллы
9,100
Догмат МП 5: Масла с низким показателем Noack меньше склонны к угару.

Ответ: Нет ни одного подтверждения того, что масло с Noack 5, например, лучше противостоит угару, чем масло с Noack 15. Более того, известно, что масла с низким Noack могут быть более склонны к образованию капель (аэрозолизации) при механических нагрузках. Повышенная склонность к образованию капель и тумана увеличивает вероятность угара. Утверждения про позитивную показательность Noack (в контексте угара) верны только при значительных различиях в вязкости масел. Маловязкое масло (независимо от того, синтетическое оно или минеральное) с Noack 30 действительно может быть более склонным к угару по сравнению с вязким маслом с Noack 8 (независимо от того, синтетическое оно или минеральное). Повышенная вязкость замедляет образование капель, а еще - улучшает Noack в случае базового масла, но повышенная вязкость может негативно влиять на другие процессы, связанные с угаром.

Где обсудить/почитать об этом -




 
  • Like
Реакции: nonconfo

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,349
Реакции
2,808
Баллы
9,100
Догмат МП 6: Минеральные масла моментально окисляются, и их нельзя использовать в современных двигателях.

Ответ: При правильном подборе антиокислительных присадок минеральные масла могут оставаться достаточно устойчивыми в течение продолжительного времени. Минеральные масла действительно более уязвимы к окислению из-за своего более сложного состава, но это легко компенсируется правильным подбором присадок. С помощью отбора минеральной базы и применения антиоксидантов можно создавать первоклассные минеральные масла, которые идеально подходят даже для самых современных двигателей.
Кроме того, минеральные масла обладают хорошей растворяющей способностью, что позволяет им эффективно удерживать загрязнения и продукты износа. Это может сделать их работу даже более "чистой", чем работу многих так называемых синтетических масел, при условии регулярной и частой замены.

Где обсудить/почитать об этом -



 
  • Like
Реакции: nonconfo

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,349
Реакции
2,808
Баллы
9,100
Догмат МП 7: Когда TAN встречается с TBN, масло становится непригодным для использования.

Ответ: Это зависит от частоты замены, типа масла и используемого топлива, а не от самого факта пересечения TAN с TBN. Если бы это было критичным, авиационные поршневые масла вообще нельзя было бы использовать, так как у них нет TBN, а TAN появляется сразу. Система оценки масла через пересечение TAN и TBN была разработана в 1940-х годах для единого TAN+TBN способа титрования и для сернистого топлива и специфических условий эксплуатации. Это абсолютно нерелевантно для современных легковых двигателей внутреннего сгорания. Скорее, современные условия легковых ДВС более схожи с условиями авиационных поршневых двигателей, где масла с "мертвым" TBN (по мнению МП) вполне удачно функционируют при частой замене и с поправкой на городские условия эксплуатации, но и с учетом того, что из-за высокого уровня blow-by, авиа-поршневые двигатели являются настоящими "убийцами" масел, что делает их даже более требовальными к устойчивости масла.

Где обсудить/почитать об этом -



 
  • Like
Реакции: nonconfo

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,349
Реакции
2,808
Баллы
9,100
Догмат МП 8: Если масло имеет много щелочи и до пересечения TAN с TBN далеко, такое масло можно дольше использовать.

Ответ: Это категорически неверно. Все масла необходимо менять регулярно, независимо от уровня щелочных присадок. Масла с повышенным содержанием зольных и щелочных присадок требуют особенно внимательного контроля. При перепробеге такие масла могут не только утратить свои защитные свойства, но и привести к увеличению рисков образования отложений. Щелочные присадки, предназначенные для нейтрализации кислот, при длительном использовании могут способствовать накоплению зольных остатков, что увеличивает вероятность появления отложений в двигателе. Регулярная замена масла — это ключевой фактор в поддержании чистоты и эффективности работы двигателя, особенно при использовании масел с высоким содержанием присадок.

Где обсудить/почитать об этом -



 
  • Like
Реакции: nonconfo

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,349
Реакции
2,808
Баллы
9,100
Догмат МП 9: Зона автоспорта — это зона самых нагруженных присадками масел. Масла должны быть очень синтетичными, очень строгими, космических технологий — маслопрофессиональными.

Ответ: В автоспорте вполне успешно применяются обычные магазинные масла, и даже масла, соответствующие стандарту ILSAC, которые считаются в среде МП слабыми. На практике автоспортивные моторы зачастую используют масла, которые доступны в массовой продаже и не являются сверхспецифическими или "космическими". Важно понимать, что для автоспорта не всегда требуется масло с максимальной синтетичностью и огромным количеством присадок. Масла с нормальными характеристиками и хорошими эксплуатационными свойствами могут вполне идеально справляться с требованиями автоспортивных условий.

Где обсудить/почитать об этом -




 
  • Like
Реакции: nonconfo

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,349
Реакции
2,808
Баллы
9,100
Догмат МП 10: Использование масла без допуска производителя двигателя — угроза двигателю.

Ответ: В США многие владельцы европейских двигателей внутреннего сгорания (ДВС) не соблюдают установленные допуски производителей и спокойно применяют местные американские масла без соответствующего допуска. Несмотря на это, никаких серьёзных проблем с двигателями замечено не было. В ходе личных бесед на многочисленных форумах и по информации из видеороликов, посвящённых эксплуатации таких масел, отклонений в работе двигателей также не выявлено. Масла без официального допуска функционируют не хуже, а порой даже столь же эффективно, как и масла с допуском производителя. Такие масла вполне могут обеспечить необходимую защиту и производительность, не приводя к преждевременному износу или другим проблемам с двигателем.

 
  • Like
  • Fire
Реакции: SaintBeaver и nonconfo

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,349
Реакции
2,808
Баллы
9,100
Догмат МП 11: HTHS и падение вязкости на форсунке — очень важны, так как нельзя сдавать ни десятой сантистокса, ни десятой сантипуаза!

Ответ: HTHS показывает вязкость, а слабый полимер на форсунке — это показатель возможного (но не обязательного) падения вязкости: реальной корреляции форсунки теста с условиями легковых ДВС практически не найдено.
Этим "отклонениям" вязкости остро уделяется слишком много внимания. Даже если ваше масло SAE 20 окажется слабым по загущающему полимеру и его HTHS составит не 2.6, а 2.4, это не приведёт к критичному износу, скорее всего не приведет вообще к заметному износу.
Во-первых, условия теста HTHS — это формально экстремальные условия, и пары трения двигателя не находятся в таких условиях постоянно.
Во-вторых, с 1952 по 1982 год различные двигатели (включая спортивные типа MB M198) использовали масла низкой вязкости или масла со слабыми полимерами и падающей вязкостью в условиях HTHS - без каких-либо негативных последствий.
Зимние масла 1950-60-х годов могли иметь HTHS ниже 2 cP. Строгость cSt и cP и их "МП-незыблемость" укоренилась в МП-Интернете с чрезмерностью, которую эти параметры не должны иметь.
Да - вязкость в ДВС лучше всегда иметь достаточной, но минимальной. Минимальной - но достаточной. Можно также иметь вязкость с запасом, учитывая другие факторы - как плюсы, так и минусы "запаса вязкости".
Такое особое МП-внимание к десятым сантистокса или сантипуаза — является pettyfogging/nitpicking и абсолютно избыточным вниманием к вопросу. МПизм и nitpicking - часто синонимы.

Где обсудить/почитать об этом -






 
  • Like
Реакции: nonconfo

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,349
Реакции
2,808
Баллы
9,100
Догмат МП 12: три-четыре анализа UOA (некоторым хватит и парочки) расскажут о масле многое - хорошо оно работает или нет

Ответ: UOA не является инструментом оценки масла.

Возьмем два масла со стендовых испытаний (одинаковые двигатели, отбор пробы в единой лабе каждые 24 часа) -

Масло1

HRSDIL. %AlFeMoPZnBSiMgCaTANTBNSoot100C40C
00.700266998021923157622.418.40.1310.3961.2
247.6152463074316041147342.108.00.197.9141.0
486.9192664375513161148253.427.00.357.6639.4
727.5212245997289266147063.976.30.487.4838.4
967.5215246037285968143274.375.30.587.4038.1
1208.1219245947204077142286.274.80.747.3437.9
1447.43232560673030831427106.53.90.857.3838.3
1687.43312561373727911443157.483.61.097.5439.8
1927.03372561073121981418167.73.41.357.7241.0
2166.94462660374118961416189.723.01.497.845.7

Масло2

HRSDIL. %AlFeMoPZnBSiMgCaTANTBNSoot100C40C
00.1617472876721718720972.15.70.059.8558.16
243.610176969776516522821332.05.60.097.7240.93
484.611406865873910324719262.63.60.307.0436.07
724.61064666397157927818512.92.40.456.8835.78
964.81284656367114729818273.31.50.606.7634.22
1204.91199646066842628717933.51.00.666.7134.90
1444.712116646066881828817833.90.80.806.7535.50
1684.617134636076951529817734.20.90.966.7736.15
1924.512156646006931922817804.70.81.126.7936.79
2164.512180645936891621817935.10.71.286.8537.52


При первом рассмотрении может показаться, что Масло2 демонстрирует недостаточные эксплуатационные характеристики, что привело к повышенному уровню износа двигателя.
Очевидно, что большинство МП, анализируя представленные данные, отдали бы предпочтение Маслу1, классифицировав Масло2 как значительно менее эффективное (скорее - ужасное) на основании "индикаторов износа" - ICP.
Однако фактический механический износ (не ICP) отдельных частей ДВС при использовании Масла2 на интервале 144 часа оказался ниже, чем при применении Масла1 на 216 часах, что свидетельствует о необходимости более глубокой интерпретации данных.

Безусловно, эксплуатационные свойства Масла2 уступают Маслу1, о чем свидетельствует, например, уровень железа в отработанном масле (180 ppm против 46 ppm), что является статистически значимым различием. Но и данное различие не носит критического характера! Даже такое! А МП - чаще сравнивают вообще 5-50 ppm!

В реальности оба масла демонстрируют допустимые рабочие характеристики, но при этом Масло2 действительно немного уступает Маслу1 по эффективности. Тем не менее, незначительное отличие в износных процессах на практике приводит к значительным расхождениям в результатах анализа ICP.

Более того, на отметке Масло2 - 144 часа (116 ppm Fe для Масла2) против отметки Масло1 - 216 часов (46 ppm Fe для Масла1) можно было бы ошибочно сделать вывод о преимуществе Масла2 ввиду более заметного реального износа (не ICP).
Однако и такой вывод не является корректным, поскольку повышенный уровень реального износа на Масле1 (при всего 46 ppm Fe) не обусловлен исключительно характеристиками масла.
Фактический износ обусловлен сочетанием факторов, включая конструктивные особенности отдельного двигателя (но той же модели) и свойств используемого топлива, которое в данном случае было выбрано для усиления эффекта. И здесь 46 против 116 нельзя трактовать ни в пользу Масла1 - ни в пользу Масла2 (несмотря на такую странность, что реальный износ, оказался даже выше на 46).
Надо учитывать, что даже при стендовых испытаниях невозможно добиться полностью идентичных условий, поскольку существует разброс параметров как между самими двигателями, так и между лабораторными условиями.

Таким образом, анализ отработанного масла (UOA) не может считаться инструментом для объективной оценки качества масла как такового. Он является лишь одним из диагностических методов состояния ДВС, требующим комплексной интерпретации в сочетании с другими параметрами работы двигателя и условиями эксплуатации.

Где обсудить/почитать об этом -



 
  • Fire
Реакции: nonconfo

Аргентум

Esquire
Смотритель музея
Сообщения
6,349
Реакции
2,808
Баллы
9,100

Слепота МП или то, что МП всегда теряют из вида.​


При оценке качества моторных масел в рамках распространенных подходов, особенно на популярных онлайн-платформах и форумах МП, часто наблюдается феномен ограниченного фокуса, приводящий к упущению из виду ряда критически важных характеристик продукта.

Показательным примером может служить анализ конкретного моторного масла, проведенный на одном из самых известных МП ресурсов. Данное масло было высоко оценено МП-сообществом и главным оценщиком за ряд примечательных свойств: рекордно низкий показатель испаряемости по Noack для масел данного класса вязкости (что предполагает использование качественной маловязкой базовой основы), а также другие стандартные параметры, соответствующие ожиданиям энтузиастов (МП). Единственным отмеченным недостатком было относительно невысокое, по меркам их сообщества, щелочное число (TBN). Стандартный набор анализируемых параметров включал проверку соответствия заявленному классу вязкости, испаряемость по Noack, температуру вспышки, щелочное число (TBN) и некоторые другие "привычные" показатели.

Однако, если бы в рамках данного анализа был проведен тест на определение анилиновой точки, результаты могли бы вызвать удивление. Исследуемое масло продемонстрировало значение анилиновой точки - на 30% ниже (показатель - ниже, точка - лучше), при этом без явных признаков использования эстеровых или AN компонентов в рецептуре.

Этот случай наглядно иллюстрирует узость распространенного подхода к оценке моторных масел. Зачастую игнорируются параметры, выходящие за рамки стандартных тем обсуждения на популярных специализированных ресурсах (таких как, например, Bob Is The Oil Guy). Внимание акцентируется на таких показателях, как высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига (HTHS) или температура вспышки, считая их достаточными для вынесения суждения о качестве.

Безусловно, проведение всестороннего лабораторного анализа моторного масла требует значительных временных и финансовых затрат. Однако фундаментальная проблема заключается не в невозможности учесть абсолютно все параметры, а в игнорировании или забвении тех важных характеристик, которые определяют истинное качество и эксплуатационные свойства масла. И эти характеристики далеко не всегда сводятся к значениям HTHS или температуры вспышки.

Параметры в фокусе МП подхода:
Ключевыми показателями, на которые традиционно обращают внимание МП-энтузиасты и которые считаются достаточными для формирования итоговой оценки, обычно являются:

- Вязкость HTHS (High-Temperature High-Shear)
- Испаряемость по Noack
- Температура вспышки (Flash Point, FP)
- Низкотемпературная динамическая вязкость (CCS, Cold Cranking Simulator)
- Кислотное и щелочное числа (TAN/TBN)

Критически важные параметры, остающиеся вне поля зрения:
В то же время, следующие характеристики, имеющие первостепенное значение для оценки реальных эксплуатационных свойств и качества масла, часто игнорируются:

- Растворяющая способность: Оценивается, например, по анилиновой точке. Влияет на способность масла удерживать продукты окисления и износа во взвешенном состоянии, предотвращая отложения.
- Термоокислительная стабильность и склонность к образованию отложений: Оценивается с помощью тестов типа TEOST (Thermo-oxidation Engine Oil Simulation Test) или других методов высокотемпературного нагрева ("прожарки").
- Гомогенность и стабильность пакета присадок: Влияет на сохранение свойств масла в течение всего срока службы и на многое другое.
- Стойкость к окислению: Оценивается методами, такими как PDSC (Pressurized Differential Scanning Calorimetry), показывает способность масла сопротивляться деградации под воздействием высоких температур и кислорода.
- Поверхностное натяжение: Позволяет произвести оценку "искусственных усилителей" растворимости.
- Склонность к пенообразованию и другие.

Дополнение анализа результатами тестов по этим "упущенным" параметрам способно кардинально изменить общую оценку моторного масла. Характеристики, которые в рамках упрощенного подхода считаются второстепенными или несущественными, на практике могут являться решающими и служить основанием для признания продукта непригодным к эксплуатации или несоответствующим "идеальному" уровню качества, то есть являться критериями отбраковки.
Добавь недостающие тесты в технический пазл моторного масла — и всё встает на свои места. То, что маркетинг считает неважным, на деле меняет всё: эти параметры решают судьбу масла — пройти или быть выбракованным


Подробный разбор "МП-суеверий", созданных в сети Интернет вокруг моторных масел
Подробный разбор "МП-суеверий", созданных в сети Интернет вокруг моторных масел

 
  • Fire
  • Like
Реакции: Admin, Loki и nonconfo
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху