Какие бывают моторные масла?
Моторные масла можно разделить на две основные группы, которые, в свою очередь, подразделяются на подкатегории. В общем случае различают масла на минеральной основе и масла с синтетическими базовыми компонентами. Оба типа получаются из нефти, но различаются по методам обработки и молекулярному составу. Синтетические масла являются технически совершенной заменой сырой нефти.
Посредством дистилляции, рафинирования и прочих методов очистки, а также добавления минеральных и синтетических компонентов (присадок) сырая нефть превращается в конечный продукт. Однако качество минерального масла все же в значительной степени зависит от качества исходной нефти.
Минеральные масла, в свою очередь, подразделяются на
одно- и многовязкие. Одновязкие масла подходят только для строго ограниченного температурного диапазона и в настоящее время не играют большой роли, по крайней мере в автомобильной технике.
Сегодня доминируют многовязкие масла. Их базовое масло обогащается специальной присадкой — загустителем вязкости (
VI-улучшителем, от англ. Viscosity Index Improver), который расширяет рабочий температурный диапазон. Такое масло
автоматически подстраивается под изменяющиеся условия и охватывает несколько классов SAE одновременно (см. график на стр. 140).
Разумеется, VI-улучшитель — не единственная присадка в минеральных маслах. В них также содержится целый комплекс присадок, придающих маслу антикоррозионные свойства, термостойкость, стойкость к старению и минимальные потери на испарение.
Многовязкие масла могут оставаться в двигателе круглый год, обеспечивая
быстрое смазывание даже при холодном запуске. Легкотекучие масла, помимо всех преимуществ многовязких масел, имеют еще одно достоинство: сниженное трение. Это особенно полезно в режиме коротких поездок, позволяя экономить топливо.
К минеральным маслам также относятся так называемые
гидрокрекинговые масла (Hydrocrack), которые нередко ошибочно рекламируются как синтетические. Фактически гидрокрекинговые масла представляют собой глубоко очищенные минеральные масла (
суперрафинаты), которые обладают улучшенными вязкостными характеристиками даже без загустителей вязкости. Наиболее известный представитель — масло
Shell TMO.
Синтетические базовые масла всегда получаются химическим путем, а не в результате традиционного рафинирования и дистилляции. Благодаря специальному синтезу углеводородных молекул в точно контролируемых условиях создается базовое масло с
заданными свойствами. Эти масла не нуждаются в загустителях вязкости, так как их
вязкостные характеристики стабильны на протяжении длительного срока службы. Первым представителем этого типа стало масло
Mobil 1.
Полусинтетические масла, как следует из названия, представляют собой смесь синтетических и минеральных масел. Обычно они содержат высокий процент синтетических компонентов.
Какая классификация и спецификация отвечает за какое качество?
Насколько хорошо моторное масло выполняет свои функции, определяется в ходе многочисленных испытаний. Классификации и спецификации содержат стандартизированные методы тестирования, на основании которых моторные масла разрабатываются, оцениваются и сертифицируются.
—
Классификация API: разработанная Американским институтом нефти (API), эта система разделяет масла на категории «S» (для бензиновых двигателей) и «C» (для дизельных двигателей). Вторая буква указывает на уровень качества: начиная от SA/CA и заканчивая SF/CC, с каждым новым шагом по алфавиту увеличиваются требования к характеристикам масла. С 1978 года самым высоким стандартом был API-SG, но в Европе он не получил широкого распространения.
—
Военная спецификация MIL: введенная вооруженными силами США, она имела большое значение в прошлом, однако для гражданского применения и европейского рынка теперь играет лишь историческую роль.
Одна из составляющих полусинтетических масел скрывается в составе пакета присадок. Эти присадки
не растворяются в масле полностью, а остаются в виде эмульсии, выполняющей роль носителя активных веществ. В полностью синтетических маслах минеральная основа
полностью удаляется и заменяется синтетическими базовыми компонентами. В результате себестоимость таких масел выше, чем у минеральных и гидрокрекинговых масел, а за ними следуют полусинтетические.
Однако определить, какое масло лучше, только по его происхождению невозможно. Минеральное масло, созданное по самым высоким стандартам, может быть таким же хорошим, как и синтетическое. Важно лишь то, как часто его меняют.
В конечном счете, решающее значение для автовладельца имеет не происхождение базового масла, а его
классификация и спецификация, в особенности если оно содержит пакеты присадок или является синтетическим. Современные двигатели разрабатываются с учетом определенных масел: в некоторых случаях допустимо применение минерального масла, но иногда оно категорически запрещено. Например, в случае с маслами для автомобилей VW: их спецификации настолько высоки, что минеральные масла
попросту не могут соответствовать им, и на практике применяются только многовязкие синтетические масла.
Европейские спецификации куда выразительнее.
- Спецификации CCMC
Спецификации CCMC (Comité des Constructeurs d'Automobiles du Marché Commun) разрабатываются европейскими производителями автомобилей и двигателей. В этих стандартах масла делятся на классы G и D: G — для бензиновых двигателей, D — для дизельных. Современные требования к бензиновым моторам охватывают классы G1–G3, а для дизельных — D1–D3. Существует отдельный стандарт CCMC PD1 для высокофорсированных дизелей, таких как турбодизели (например, VW 505 00).
- Фирменные допуски
Здесь речь идёт о внутренних стандартах автопроизводителей, таких как VW и Daimler-Benz. Они куда строже, чем общие спецификации, и адаптированы под конкретные модели. На канистрах с маслом чаще всего можно увидеть целый перечень различных стандартов. Как же разобраться?
Прежде всего, стоит смотреть на API-класс. Для современных моторов желательно выбирать не ниже SF. Если API отсутствует, обращайте внимание на фирменные допуски — но только от уважаемых марок. Дешёвые масла часто прибегают к сомнительным «сертификациям» от малоизвестных организаций, выдающих «одобрения» за деньги.
Не экономьте не там, где не стоит: чёрный шлам может убить ваш двигатель
Какие масла защищают от чёрного шлама?
В API (American Petroleum Institute) добавили класс SG, якобы указывающий на способность масла бороться с шламом. Но на деле этот параметр относительный. Американские тесты проводятся на 2,3-литровом моторе Ford, тогда как в Европе применяются другие методики. В частности, в тесте M102 (используется двигатель Mercedes 230 E) уделяют внимание и устойчивости к высокотемпературным нагрузкам.
В CCMC стандарты пока не включают специальных тестов на шлам, но уже корректируют формулы масел. С 1988 года они тестируются по методике M102, что повышает гарантию защиты от шламовых отложений.
Будьте начеку!
Если двигатель уже запущен шламом, никакое масло его не спасёт — придётся делать полную промывку. Daimler-Benz категорически предупреждает об этом (см. бюллетень 226.5).
Важно помнить, что выбор масла — не просто вопрос марки. Даже качественное минеральное масло может дать шлам, если мотор работает в тяжёлых условиях. Потому — следите за состоянием двигателя и не экономьте на смазке!
Просроченная замена масла — верный путь к беде: справа новый фильтр, слева — после 15 000 км
Крупнейшие производители минеральных масел знают, что такое ответственность за продукт, и не станут рисковать своей репутацией.
Совет для замены масла в автосервисе:
Обязательно уточняйте, какое масло и какого качества заливается в двигатель. Мастер должен знать ответ. Если масла нужного вам стандарта нет — приносите своё.
Кроме того, лучше не менять марку масла без необходимости. Если вдруг возникнет спорная ситуация (например, поломка двигателя), лаборатории производителей могут точно определить, какие масла использовались. Если выяснится, что смешивались масла разного качества — найти виновного уже не удастся.
Вывод неутешителен для водителей:
Если менять масло, то вовремя. Если менять, то заливать качественное, лучшее с допуском DB (Daimler-Benz), согласно предписанию 226.5.
Экономия нескольких марок на замене масла каждые 15 000 км — ложная выгода. Двигатель может попросту выйти из строя, а это уже совсем другие затраты...