- Сообщения
- 6,330
- Реакции
- 2,793
- Баллы
- 9,100
тут вижу тут не вижу.
Критерий | Нагрев в колбе | Машинка трения |
Влияние материалов поверхностей | В колбе масло взаимодействует только с материалом колбы (например, стекло, кварц или нержавеющая сталь). Выбор материала колбы может минимизировать любое постороннее влияние. | В двигателе пары трения включают разные материалы (стали, алюминиевые и цветные сплавы, чугун, покрытия, пленки). Машинка трения не может адекватно воспроизвести их разнообразие и поведение. |
Распределение давления | Отсутствует влияние давления. Масло подвергается только термическому воздействию, что упрощает анализ изменений структуры масла. | Давление в парах трения двигателя сильно варьируется: от десятков МПа в подшипниках до сотен МПа в контакте кулачка с толкателем. Машинка трения не способна воспроизвести такие перепады. |
Температурный профиль | В условиях нагрева в колбе температура равномерно распределяется или контролируется локально. Это позволяет анализировать влияние температуры как единственного параметра. | В двигателе возникают резкие перепады температуры (например, нагрев до 200–300 °C в зоне поршневых колец /фрагментарно, от blowby и заброса капель/ и охлаждение в других зонах). Машинка трения не способна воспроизвести такой профиль. |
Динамика движения | Есть отличия ДВС v. колба, но непринципиальные. | В двигателе масло подвержено сложным движениям: потоки, турбулентности, капиллярный перенос. Машинка трения с простыми движениями не воспроизводит этих эффектов. |
Износ и шероховатость | Износ отсутствует, поверхность материала колбы не изменяется. Это обеспечивает стабильные условия для анализа химических изменений масла. | Износ поверхностей в машинке трения может быть значительным. Это приводит к изменению шероховатости, микрогеометрии и условий контакта, что усложняет анализ процессов в масле. |
Локальные зоны трения | Отсутствуют. | В двигателе каждая пара трения уникальна: например, в зоне кулачка высокое давление и скоростное скольжение, а в подшипниках – гидродинамическое трение. Машинка не может усреднить это. |
Масштабируемость | Легко масштабируется: колба - это те же молекулы масла, только не 10 в 19 степени, как "капля/фрагмент", а 10 в 23, 10 в 24. | Условия трения в машинке нелинейно зависят от масштаба, так как давления и трения зависят от геометрии, точек контакта и динамики. |
Реальные нагрузки | Отсутствуют, что упрощает изолированное изучение свойств масла. | Машинка трения часто используется с простейшими выборочными нагрузками. В реальном двигателе давление и скорости движения всегда имеют осцилляции, требующие осцилляторных приборов. |
главное - в двигателе пары (цепи, кулачки, кольца и т.п.) - нельзя усреднять. Для "эмуляции" - надо строить схожий девайс (машинку, эмулирующую работу стенки-кольца и другое). Повторяющую - температуры, сплавы и т.п.
И это ничего не даст, ведь моторы "истираются" - месяцами и годами. А чувак с машинкой хочет результат сразу, максимум - через 200 часов.
Капля масла, получающая разогрев в колбе = капле масла, получающей разогрев в двигателе. Никаких, почти, отличий. Идут колебания молекул (нагрев). Небольшое отличие только по динамике движения жидкости (непринципиально).
Составом газов можно пренебречь (особой роли не играет, кислород в каком-то количестве есть и в колбе и в ДВС).
А масштаб для молекул - 1 × 10²⁰, 1 × 10²⁴ - не все ли равно? Это квинтиллионы и секстиллионы молекул в любом случае