Ты ведь знаешь, что я точно и однозначно не знаю.
Могу версий накидать, сам напросился.
а.) Ближе к насосу что бы фильтровалось сразу без прокачки по лишней тезнологической магистрали, т.е. и контрольной лампе т.е. априори внизу блока.
б.) вверху не у всех место есть, а если есть то вертикальный фильтр штуцером вниз влечет за вероятность утечки масла через антидренажный клапан.
в.) Просто компоновщикам никто не ставит задачу удобства и легкости обслуживания, перекладывая все бремя сложности обслуживания/контроля/ремонта и отвественности на плечи сервиса, твой двс тому пример, фильтр видимо исключение или приятная случайность.
Меня больше озадачивает вопрос зачем упорно делать корпусные филтрА - много затрат на пр-во и отходы, если давно и успешно реализованы сменные фильтры-вкладыши или пластиковые поддоны, маслозаборники, фильтры AT/CVT недоступные без полной разборки, отсутвие сливной пробки на АТ.
Удобство замены фильра ДВС по сравнению с вышеперечисленным это мелочь.
Но даже те кто об этом побеспокоился и реализовал фильтр типа элемент вкладыш не обходится без фейлов - у Хундай в сменном элементе дополнительно идет какая то пластиковая деталь, емнип для центровки или фиксации, но из-за невнимательности или отсутствия знания эту деталь ставят неправильно что ведет к фаталу для двс. Защита от дурака не продумана. Емнип даже у божественной Тойоты есть загвоздки при смене элемента.